Окружающий мир НОО 7.1.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1 Личностные результаты
 формирование умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать
достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой
регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
 формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее;
ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения
своего народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
 формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного
природосообразного поведения;
 развитие морально­этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами
и сообществами;
 овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией;
 формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления
свойств объектов и создания моделей);
 формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой
природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно­следственных связей в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
1.2 Метапредметные результаты
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
 обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
 приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми,
определить свое место в ближайшем окружении;
 получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного






осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и
неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного
края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

1.3 Предметные результаты:
Человек и природа
Выпускник научится:
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их
существенные признаки;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
 и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
 использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их
для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
 определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные
объекты, здоровье и безопасность человека;



понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о
строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и
обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
 моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов,
собранных из конструктора;
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня,
правила рационального питания и личной гигиены;
 выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях;
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности
столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его
главный город;
 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
 используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся
знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том
числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания
чувств других людей и сопереживания им;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с
целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;






ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное
влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи,
в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной
деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и
ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать
учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в
умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве
домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения
определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении
представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении
включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в
подготовке и проведении праздников дома и в школе.
• овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил
коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых

обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. • способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального
взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и
безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей
предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и
времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным
порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в
развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи
экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в
свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье;
с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в
умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять
формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться
в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и
результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения
АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе
наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной
культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре
народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным). Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио - и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей
между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля
и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного
края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители

базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

3. Тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№

1

Тема

Человек
и общество
14 ч

Основное содержание
темы
Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура
общения с представителями разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение
человека. Семейные традиции.
Оказание
посильной
помощи
взрослым.
Забота
о
детях,
престарелых, больных – долг
каждого человека. \Родословная.
Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного
древа, истории семьи.
Младший
школьник.
Правила поведения в школе, на
уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив,
совместная учеба, игры, отдых.
Составление
режима
дня
школьника.
Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы,
согласия,
взаимной
помощи.
Правила
взаимоотношений
со
взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к

Количество часов
теория
9

практика
5

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Экскурсия по школе, знакомство с помещениями
Обсуждение ситуаций «Правила поведения в классе и в
школе»
Подготовка (при участии родителей) выставки
предметов рукотворного мира Беседа «Почему семья
хранит старинные вещи и предметы» Рассматривание
иллюстраций учебника, сравнение нацио- нальных
костюмов представителей разныхнародов
Работа в паре: рассказывать (по фотографи-ям и
личным впечатлениям) о национальных праздниках
Обсуждение различий народов России Что
связывает их в единую семью Вместе со взрослыми
находить информацию о народах своего края
Беседа: «Москва — столица нашей Родины»
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему
«Семья» Учебный диалог: «Что такое семья»
Рассказы детей: «Как наша семьяпроводит
свободное время»
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество
тренировочных упражнений, включая ежедневно
материал для повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках

Контроль

сверстникам,
одноклассникам,
плохо владеющим русским языком,
помощь им в ориентации в учебной
среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни
человека и общества. Наша Родина
– Россия, Российская Федерация.
Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество»,
«Отчизна».
Россия
на
карте,
государственная граница России.
Россия
–
многонациональная
страна.
Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности
быта (по выбору).

окружающего мира.

2

Человек
и природа 41
ч

Природа.
Природные
объекты и предметы, созданные
человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов
(цвет,
форма,
сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений
природы: смена времен года,
снегопад, листопад, перелеты птиц,
смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Звезды и планеты. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на
Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах
Земли.
Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3
примера).
Растения, их разнообразие.
части растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения
(свет,
тепло,
воздух,
вода).
Животные,
их
разнообразие.
Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло,
пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия.
Положительное
и
отрицательное
влияние
деятельности человека на природу
(в
том
числе
на примере
окружающей местности). Правила
поведения в природе.

34

7

Учебный диалог: «Почему люди должны оберегать
и охранять природу» Наблюдение за погодой Работа
с иллюстративнымматериалом: живая и неживая
природа, погода
Экскурсия Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав Определениеназвания по
внешнему виду дерева Работа с иллюстративным
материалом: деление растений на две группы: дикорастущие и культурные Учебный диалог:
«Чем различаются дикорастущие и куль- турные
растения?» Практические работы
«Найдите у растений их части»
Рассматривание и зарисовка разнообразиячастей
растения: разные листья, разные цветки и плоды,
разные корни (по вы- бору)
Игра-соревнование: «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)» Наблюдения за
поведением животных: повадки птиц, движение
зверей, условия
обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра видеомате- риалов) Логическая
задача: найди ошибкув иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу неправильно Рассказы
детей:
«Мой домашний питомец»
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.

3

Правила
безопасной
жизни
11 ч

Ценность
здоровья
и
здорового образа жизни.
Режим
дня
школьника,
чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание,
игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого
человека
за
сохранение
и
укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила
безопасного поведения на дорогах,
на транспорте (наземном, в том
числе
железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на
водоеме в разное время года.
Правила безопасного поведения в
природе.
Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.

8

3

Беседа «Что такое режим дня»: обсуждениережима
дня первоклассника Коллектив- ное составление
памятки «Правила закали-вания водой»
Дидактическая игра-соревнование
«Мы знаем знаки ДД» Учебный диалог:
«Правила дорожного движения» Работас
иллюстративным (видео) материалом: оценка ситуаций
при езде на велосипеде.
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.

2 класс (68 часов)

№

1

Тема

Человек
и общество 18 ч

Основное содержание
темы

Общество – совокупность
людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя
общей цели. Человек – член
общества, носитель и создатель
культуры. Культура общения с
представителями
разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее
представление
о
человеческих
свойствах и качествах.
Семья – самое близкое
окружение человека. Семейные
традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов
семьи.
Оказание
посильной
помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг
каждого
человека.
Хозяйство
семьи.
Младший
школьник.
Правила поведения в школе, на
уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в
культуре народов России и мира.
Классный, школьный коллектив,
совместная учеба, игры, отдых.
Составление
режима
дня
школьника.
Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы,

Количество часов
теория
12

практика
6

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Экскурсия по школе, знакомство с помещениями Обсуждение
ситуаций «Правила поведения в классе и в школе»
Подготовка (при участии родителей) выставки предметов
рукотворного мира Беседа «Почему семья хранит старинные вещи
и предметы» Рассматривание иллюстраций учебника, сравнение
нацио- нальных костюмов представителей разныхнародов
Работа в паре: рассказывать (по фотографи-ям и личным
впечатлениям) о национальных праздниках
Обсуждение различий народов России Что связывает их в
единую семью Вместе со взрослыми находить информацию о
народах своего края
Беседа: «Москва — столица нашей Родины»
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему
«Семья» Учебный диалог: «Что такое семья» Рассказы детей:
«Как наша семьяпроводит свободное время»

Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.

Контроль

согласия,
взаимной
помощи.
Правила
взаимоотношений
со
взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к
сверстникам,
одноклассникам,
плохо владеющим русским языком,
помощь им в ориентации в учебной
среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни
человека и общества. Трудолюбие
как
общественно
значимая
ценность в культуре народов
России и мира. Профессии людей.
Общественный транспорт.
Транспорт
города
и
села.
Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования
транспортом (наземным, в том
числе
железнодорожным,
воздушным и водным). Средства
связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио - и
видеочаты, форум.
Наша Родина – Россия,
Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная
символика
России: Государственный герб
России, Государственный флаг
России, Государственный гимн
России; правила поведения при
прослушивании
гимна.
Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права
ребенка.
Президент
Российской

Федерации – глава государства.
Ответственность главы государства
за
социальное
и
духовнонравственное
благополучие
граждан.
Россия
на
карте,
государственная граница России.
Москва – столица России.
Святыни Москвы – святыни
России.
Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой
театр
и
др.
Характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с
Москвой
(основание
Москвы,
строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на
карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности
(Зимний дворец, памятник Петру I
– Медный всадник, разводные
мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края:
достопримечательности, история и
характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с
ним.
Россия
–
многонациональная
страна.
Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности
быта (по выбору). Основные
религии
народов
России:
православие,
ислам,
иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение

к своему и другим народам, их
религии,
культуре,
истории.
Проведение спортивного праздника
на основе традиционных детских
игр народов своего края.
Родной край – частица
России. Родной город (населенный
пункт), регион (область, край,
республика): название, основные
достопримечательности;
музеи,
театры, спортивные комплексы и
пр. Особенности труда людей
родного края, их профессии.
Названия
разных
народов,
проживающих в данной местности,
их
обычаи,
характерные
особенности
быта.
Важные
сведения из истории родного края.
Святыни родного края. Проведение
дня памяти выдающегося земляка.

2

Человек
и природа 36 ч

Природа.
Природные
объекты и предметы, созданные
человеком. Неживая и живая
природа.
Примеры
явлений
природы: смена времен года,
снегопад, листопад, перелеты птиц,
смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Звезды и планеты. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на
Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах
Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты
своей
страны,
района.
Ориентирование на местности.
Компас.
Погода, ее составляющие
(температура воздуха, облачность,
осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни
людей.
Вода.
Свойства
воды.
Состояния
воды,
ее
распространение
в
природе,
значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3

24

12

Учебный диалог: «Почему люди должны оберегать и охранять
природу» Наблюдение за погодой Работа с иллюстративным
материалом: живая и неживая природа, погода
Экскурсия Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав
Определениеназвания по внешнему виду дерева Работа с
иллюстративным материалом: деление растений на две группы:
дикора- стущие и культурные Учебный диалог:
«Чем различаются дикорастущие и куль- турные растения?»
Практические работы
«Найдите у растений их части»
Рассматривание и зарисовка разнообразиячастей растения: разные
листья, разные цветки и плоды, разные корни (по вы- бору)
Игра-соревнование: «Кто больше назовётнасекомых (птиц,
зверей…)» Наблюдения за поведением животных: повадки
птиц, движение зверей, условия
обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок,
просмотра видеомате- риалов) Логическая задача: найди ошибкув
иллюстрациях — какое животное попало в эту группу
неправильно Рассказы детей:
«Мой домашний питомец»

примера).
Почва, ее состав, значение
для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие.
части растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения
(свет,
тепло,
воздух,
вода).
Наблюдение
роста
растений,
фиксация изменений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие
и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края,
названия и краткая характеристика
на основе наблюдений.
Грибы:
съедобные
и
ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные,
их
разнообразие.
Условия,
необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища).
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Размножение
животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери).
Дикие и домашние животные. Роль
животных в природе и жизни
людей,
бережное
отношение
человека к животным. Животные
родного края, их названия, краткая
характеристика
на
основе
наблюдений.
Человек – часть природы.

Зависимость жизни человека от
природы. Этическое и эстетическое
значение
природы
в
жизни
человека.
Положительное
и
отрицательное
влияние
деятельности человека на природу
(в
том
числе
на примере
окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана
природных
богатств:
воды,
воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки,
их роль в охране природы. Красная
книга
России,
ее
значение,
отдельные представители растений
и животных Красной книги.
Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность
природы.
3

Правила
безопаснойжизни
14 ч

Ценность
здоровья
и
здорового образа жизни.
Режим дня школьника,
чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена.
Физическая
культура,
закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и
укрепления здоровья. Личная
ответственность
каждого
человека за сохранение и
укрепление своего физического
и
нравственного
здоровья.
Номера телефонов экстренной

8

6

Беседа «Что такое режим дня»: обсуждениережима дня
первоклассника Коллектив- ное составление памятки «Правила
закали-вания водой»
Дидактическая игра-соревнование
«Мы знаем знаки ДД» Учебный диалог:
«Правила дорожного движения» Работас иллюстративным
(видео) материалом: оценка ситуаций при езде на велосипеде.

помощи. Дорога от дома до
школы, правила безопасного
поведения на дорогах, на
транспорте (наземном, в том
числе
железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на
водоеме в разное время года.
Правила безопасного поведения
в природе.
Забота о здоровье и
безопасности окружающих
людей.

3 класс (68 часов)

№

1

Тема

Человек
и общество
22 ч

Основное содержание
темы
Духовно-нравственные
и
культурные ценности – основа
жизнеспособности общества.
Общее представление о
вкладе в культуру человечества
традиций и религиозных воззрений
разных народов. Взаимоотношения
человека с другими людьми.
Культура
общения
с
представителями
разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение
человека. Семейные традиции.
Духовно-нравственные ценности в
семейной культуре народов России
и мира.
Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы,
согласия,
взаимной
помощи.
Правила
взаимоотношений
со
взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других
общественных местах. Значение
труда в жизни человека и общества.
Профессии
людей.
Личная
ответственность
человека
за

Количество часов
теория
15

практика
7

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Экскурсия по школе, знакомство с помещениями
Обсуждение ситуаций «Правила поведения в классе и в
школе»
Подготовка (при участии родителей) выставки
предметов рукотворного мира Беседа «Почему семья
хранит старинные вещи и предметы» Рассматривание
иллюстраций учебника, сравнение нацио- нальных
костюмов представителей разныхнародов
Работа в паре: рассказывать (по фотографиям и
личным впечатлениям) о национальных праздниках
Обсуждение различий народов России Что
связывает их в единую семью Вместе со взрослыми
находить информацию о народах своего края
Беседа: «Москва — столица нашей Родины»
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему
«Семья» Учебный диалог: «Что такое семья»
Рассказы детей: «Как наша семьяпроводит
свободное время»
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для

Контроль

результаты
своего
труда
и
профессиональное мастерство.
Средства
массовой
информации: радио, телевидение,
пресса,
Интернет.
Избирательность при пользовании
средствами массовой информации
в целях сохранения духовнонравственного здоровья.
Россия
на
карте,
государственная граница России.
Москва – столица России.
Святыни Москвы – святыни
России.
Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой
театр
и
др.
Характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с
Москвой
(основание
Москвы,
строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на
карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности
(Зимний дворец, памятник Петру I
– Медный всадник, разводные
мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края:
достопримечательности, история и
характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с
ним.
Уважительное отношение к
своему и другим народам, их
религии,
культуре,
истории.
Проведение спортивного праздника

повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.

на основе традиционных детских
игр народов своего края.
Страны и народы мира. Общее
представление о многообразии
стран, народов, религий на Земле.
Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами
(с
контрастными
особенностями):
название,
расположение на политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.

2

Человек
и природа 37
ч

Природа.
Природные
объекты и предметы, созданные
человеком. Неживая и живая
природа. Вещество. Разнообразие
веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела,
жидкости,
газы.
Простейшие
практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звезды
и
планеты..
Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте.
Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Времена года, их
особенности
(на
основе
наблюдений). Обращение Земли
вокруг Солнца как причина смены
времен года. Смена времен года в
родном
крае
на
основе
наблюдений.
Воздух – смесь газов.
Свойства
воздуха.
Значение
воздуха для растений, животных,
человека.
Вода.
Свойства
воды.
Состояния
воды,
ее
распространение
в
природе,
значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Растения, их разнообразие.
части растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения
(свет,
тепло,
воздух,
вода).
Наблюдение
роста
растений,

26

11

Учебный диалог: «Почему люди должны оберегать
и охранять природу» Наблюдение за погодой Работа
с иллюстративнымматериалом: живая и неживая
природа, погода
Экскурсия Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав Определениеназвания по
внешнему виду дерева Работа с иллюстративным
материалом: деление растений на две группы: дикорастущие и культурные Учебный диалог:
«Чем различаются дикорастущие и куль- турные
растения?» Практические работы
«Найдите у растений их части»
Рассматривание и зарисовка разнообразиячастей
растения: разные листья, разные цветки и плоды,
разные корни (по вы- бору)
Игра-соревнование: «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)» Наблюдения за
поведением животных: повадки птиц, движение
зверей, условия
обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра видеомате- риалов) Логическая
задача: найди ошибкув иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу неправильно Рассказы
детей:
«Мой домашний питомец»
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках

фиксация изменений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие
и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края,
названия и краткая характеристика
на основе наблюдений.
Животные,
их
разнообразие.
Условия,
необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища).
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Размножение
животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери).
Роль животных в природе и жизни
людей,
бережное
отношение
человека к животным. Животные
родного края, их названия, краткая
характеристика
на
основе
наблюдений.
Человек – часть природы.
Зависимость жизни человека от
природы. Этическое и эстетическое
значение
природы
в
жизни
человека. Освоение человеком
законов
жизни
природы
посредством
практической
деятельности. Народный календарь
(приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд
людей.
Положительное
и
отрицательное
влияние
деятельности человека на природу

окружающего мира.

(в том числе
на примере
окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана
природных
богатств:
воды,
воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки,
их роль в охране природы. Красная
книга
России,
ее
значение,
отдельные представители растений
и животных Красной книги.
Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность
природы.
Общее представление о
строении тела человека. Системы
органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная,
нервная,
органы
чувств),
их
роль
в
жизнедеятельности
организма.
Гигиена
систем
органов.
Измерение
температуры
тела
человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека
за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей.
Внимание,
уважительное
отношение
к
людям
с
ограниченными
возможностями
здоровья, забота о них.

3

Правила
безопасной
жизни
9ч

Ценность
здоровья
и 5
здорового образа жизни.
Режим
дня
школьника,
чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание,
игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого
человека
за
сохранение
и
укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи.
Первая помощь при легких
травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы,
правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте (наземном,
в том числе железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на
водоеме в разное время года.
Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила
безопасного
поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.

4 Беседа «Что такое режим дня»: обсуждениережима
дня первоклассника Коллектив- ное составление
памятки «Правила закали-вания водой»
Дидактическая игра-соревнование
«Мы знаем знаки ДД» Учебный диалог:
«Правила дорожного движения» Работас
иллюстративным (видео) материалом: оценка ситуаций
при езде на велосипеде.
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.

4 класс (68 часов)
№

Тема

Основное содержание
темы

Количество часов
теория

практика

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Контроль

1

Человек
и общество
35 ч

Общество – совокупность
людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя
общей
цели.
Духовнонравственные
и
культурные
ценности
–
основа
жизнеспособности общества.
Человек – член общества,
носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается
и развивается культура общества и
каждого
его
члена.
Общее
представление о вкладе в культуру
человечества
традиций
и
религиозных воззрений разных
народов.
Взаимоотношения
человека с другими людьми.
Культура
общения
с
представителями
разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее
представление
о
человеческих
свойствах и качествах.
Семья – самое близкое
окружение человека. Семейные
традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов
семьи.
Оказание
посильной
помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг
каждого
человека.
Духовнонравственные ценности в семейной
культуре народов России и мира.
Друзья, взаимоотношения

23

12

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями
Обсуждение ситуаций «Правила поведения в классе и в
школе»
Подготовка (при участии родителей) выставки
предметов рукотворного мира Беседа «Почему семья
хранит старинные вещи и предметы» Рассматривание
иллюстраций учебника, сравнение нацио- нальных
костюмов представителей разныхнародов
Работа в паре: рассказывать (по фотографиям и
личным впечатлениям) о национальных праздниках
Обсуждение различий народов России Что
связывает их в единую семью Вместе со взрослыми
находить информацию о народах своего края
Беседа: «Москва — столица нашей Родины»
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему
«Семья» Учебный диалог: «Что такое семья»
Рассказы детей: «Как наша семьяпроводит
свободное время»
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.

между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Значение труда в жизни
человека и общества. Трудолюбие
как
общественно
значимая
ценность в культуре народов
России и мира. Профессии людей.
Личная ответственность человека
за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Средства
массовой
информации: радио, телевидение,
пресса,
Интернет.
Избирательность при пользовании
средствами массовой информации
в целях сохранения духовнонравственного здоровья.
Наша Родина – Россия,
Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная
символика
России: Государственный герб
России, Государственный флаг
России, Государственный гимн
России; правила поведения при
прослушивании
гимна.
Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права
ребенка.
Президент
Российской
Федерации – глава государства.
Ответственность главы государства
за
социальное
и
духовнонравственное
благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества
как
средство
укрепления

общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками.
Новый год, Рождество, День
защитника
Отечества,
Международный женский день,
День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей,
День народного единства, День
Конституции.
Праздники
и
памятные даты своего региона.
Оформление плаката или стенной
газеты
к
общественному
празднику.
Россия
на
карте,
государственная граница России.
Россия
–
многонациональная
страна.
Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности
быта (по выбору). Основные
религии
народов
России:
православие,
ислам,
иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение
к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Родной
край – частица России. Родной
город (населенный пункт), регион
(область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности;
музеи,
театры, спортивные комплексы и
пр. Особенности труда людей
родного края, их профессии.
Названия
разных
народов,
проживающих в данной местности,
их
обычаи,
характерные
особенности
быта.
Важные

сведения из истории родного края.
Святыни родного края. Проведение
дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет
лет в истории. Наиболее важные и
яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя
Русь, Московское государство,
Российская
империя,
СССР,
Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные
и культурные традиции людей в
разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных
ценностей. Охрана памятников
истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников
истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого
человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.

2

Человек
и природа 26
ч

Звезды и планеты. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на
Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах
Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте.
Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Времена года, их
особенности
(на
основе
наблюдений). Обращение Земли
вокруг Солнца как причина смены
времен года. Смена времен года в
родном
крае
на
основе
наблюдений.
Формы
земной
поверхности:
равнины,
горы,
холмы,
овраги
(общее
представление,
условное
обозначение равнин и гор на
карте). Особенности поверхности
родного
края
(краткая
характеристика
на
основе
наблюдений).
Водоемы, их разнообразие
(океан, море, река, озеро, пруд);
использование
человеком.
Водоемы родного края (названия,
краткая характеристика на основе
наблюдений).
Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3

17

9

Учебный диалог: «Почему люди должны оберегать
и охранять природу» Наблюдение за погодой Работа
с иллюстративнымматериалом: живая и неживая
природа, погода
Экскурсия Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав Определениеназвания по
внешнему виду дерева Работа с иллюстративным
материалом: деление растений на две группы: дикорастущие и культурные Учебный диалог:
«Чем различаются дикорастущие и куль- турные
растения?» Практические работы
«Найдите у растений их части»
Рассматривание и зарисовка разнообразиячастей
растения: разные листья, разные цветки и плоды,
разные корни (по вы- бору)
Игра-соревнование: «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)» Наблюдения за
поведением животных: повадки птиц, движение
зверей, условия
обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра видеомате- риалов) Логическая
задача: найди ошибкув иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу неправильно Рассказы
детей:
«Мой домашний питомец»
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках

примера).
Почва, ее состав, значение
для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Растения родного края,
названия и краткая характеристика
на основе наблюдений.
Животные родного края, их
названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство
живой
и
неживой
природы
(солнечный свет, воздух, вода,
почва,
растения,
животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в
природном сообществе: растения
– пища и укрытие для животных;
животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние
человека
на
природные
сообщества.
Природные
сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений).
Природные зоны России:
общее представление, основные
природные
зоны
(климат,
растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы.
Зависимость жизни человека от
природы. Этическое и эстетическое
значение
природы
в
жизни
человека. Освоение человеком
законов
жизни
природы
посредством
практической
деятельности. Народный календарь

окружающего мира.

(приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд
людей.
Положительное
и
отрицательное
влияние
деятельности человека на природу
(в
том
числе
на примере
окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана
природных
богатств:
воды,
воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки,
их роль в охране природы. Красная
книга
России,
ее
значение,
отдельные представители растений
и животных Красной книги.
Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность
природы.
3

Правила
безопасной
жизни
7ч

Ценность
здоровья
и
здорового образа жизни.
Режим
дня
школьника,
чередование труда и отдыха в
режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание,
игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого
человека
за
сохранение
и
укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи.
Первая помощь при легких
травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.

4

3 Беседа «Что такое режим дня»: обсуждениережима
дня первоклассника Коллективное составление
памятки «Правила закали-вания водой»
Дидактическая игра-соревнование
«Мы знаем знаки ДД» Учебный диалог:
«Правила дорожного движения» Работас
иллюстративным (видео) материалом: оценка ситуаций
при езде на велосипеде.
Коррекционные задачи:
Формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать

Дорога от дома до школы,
правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте (наземном,
в том числе железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на
водоеме в разное время года.
Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила
безопасного
поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.

материал небольшими дозами, с постепенным его
усложнением, увеличивая количество тренировочных
упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и
мыслительной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».