Литература ФГОС СОО

1.Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;

-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих
общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и
его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие
на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от
того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных
черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Выпускник на углубленном уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное
изучение предмета;
в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей,
философией, педагогикой, психологией и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия
интерпретирует исходный текст;
ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или
характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих
литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов,
сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых
значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической
динамике;
обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и
планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни
филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших
литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его
динамике;

принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в
различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в
специализированных изданиях.

2.Содержание
Содержание программы по литературе в 10 классе
Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм,
романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...",
"Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также
три стихотворения по выбору. Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская
глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл
человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма "Медный всадник". Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.
Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для
русской и мировой культуры.
М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто,
пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три
стихотворения по выбору. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины,
поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н.В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести). Образ города
в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Обзор русской литературы второй половины XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация
в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная
критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла
жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов.
Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

И.А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская
“обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга
Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера
и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее
выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
А.Н. Островский Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и
основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов.
Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха,
возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе.
Драматургическое мастерство Островского. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.
И.С. Тургенев Жизнь и творчество (обзор). Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественнополитической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты
личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров
и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее
выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием
умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение
по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Н.А. Некрасов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые
люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также три стихотворения
по выбору. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя.
Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты
простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное
своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое

своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и
“народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье.
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря
святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Ф.И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...",
"О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения по
выбору. Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные
темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и
“поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был
полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также три стихотворения по выбору. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого
искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное
своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
А.К. Толстой три произведения по выбору. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н.С. Лесков одно произведение по выбору. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого
произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской
повествовательной манеры.
М.Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). "История одного города" (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти,
бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и
“глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры СалтыковаЩедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф.М. Достоевский Жизнь и творчество (обзор). Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности
сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и
его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки
Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних
монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как
философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия.
Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. 60 Сочинение по
роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
А.П. Чехов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: "Студент", "Ионыч", а также два рассказа по выбору. Рассказы: "Человек в футляре",
"Дама с собачкой". Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы
"маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою
судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской
прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема
прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ
Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение
творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Л.Н. Толстой Жизнь и творчество (обзор). Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности
композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии
оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская
концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни
Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская

философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.
Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного
героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы
изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл
названия и поэтика романа эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н.
Толстого “Война и мир”.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). «Милый друг»
(возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом
уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Нора» (обзорное изучение) (возможен вы
бор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в
драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм.
Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор
другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих
свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Содержание программы по литературе в 11 классе
Введение Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои
поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в

поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них
“вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX века Традиции и новаторство в литературе
рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах
других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература
и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических
событий. Проблема “художник и власть”.
И.А. Бунин три стихотворения по выбору. Жизнь и творчество (обзор). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.
Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказ "Господин из Сан-Франциско", а также два рассказа по выбору. Рассказ "Чистый понедельник". Развитие традиций русской
классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального
характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).
Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие
художественной манеры Бунина. Сочинение по творчеству И. А. Бунина
А.И. Куприн одно произведение по выбору. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого
произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности.
Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство
психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький Жизнь и творчество (обзор). Пьеса "На дне". Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как
социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей.
Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч,
литературных цитат. Новаторство Горького - драматурга. Афористичность языка. Сочинение по творчеству М. Горького. Одно произведение

по выбору. Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в
прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в
философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы
XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого
произведения). Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире
условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер (возможен выбор другого зарубежного поэта) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен
выбор другого произведения). Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха.
Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Поэзия конца XIX - начала XX вв. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев,
И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич. Стихотворения не менее двух авторов по выбору. Обзор Серебряный век как
своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие
вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.
Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового
искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я.
Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор
трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике
Брюсова. К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир

пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность
стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как
пришествия нового Мессии.
Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами
красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен
выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие
лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с
традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы
(В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),
«Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина,
оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»
(возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как
поэт-философ.
Крестьянская поэзия Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А.
Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных
углов...» (возможен выбор трех других стихотворений) Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика,
изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания.
Религиозные мотивы. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А.А. Блок Жизнь и творчество. Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река
раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения по выбору. Мотивы
и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его
стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема
Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении
“Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма "Двенадцать". История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий
революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие
композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция
и способы ее выражения в поэме. Сочинение по творчеству А. А. Блока.
В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!",
"Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три стихотворения по выбору. Поэма «Облако в штанах» (в образовательных учреждениях с
родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос
революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов,
неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление
проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С.А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь
уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь
Советская", а также три стихотворения по выбору. Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии
Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии

Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
М.И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения по выбору.
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений). Основные темы творчества Цветаевой.
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в
лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О.Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую
доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а также два стихотворения по выбору. Стихотворения:
«Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама,
ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии
Мандельштама.
А.А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему
одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения по выбору. Стихотворения: «Я научилась
просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой
глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации
и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма "Реквием". История создания и
публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа
исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и
эпилога. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем
мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два стихотворения по выбору. Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым
некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического

слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на
страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение
патетической интонации и разговорного языка. Роман "Доктор Живаго" (обзор). История создания и публикации романа. Цикл
“Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М.А. Булгаков Жизнь и творчество. Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». История создания романа. Своеобразие
жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы
Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы.
Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа. Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов
– по выбору). История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и
сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и
образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в
романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А.П. Платонов одно произведение по выбору. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как
основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М.А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического
повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина
постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и
крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир,
личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала.
Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Литература второй половины XX века Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого
произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной
детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Обзор русской литературы второй половины XX века Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской
литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых
нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек
на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А.Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю,
никакой моей вины...", а также два стихотворения по выбору. Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен
выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.
Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В.Т. Шаламов "Колымские рассказ" (два рассказа по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая
терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы.
Характер повествования.
А.И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для образовательных учреждений с
русским языком обучения). Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте
трагической эпохи. Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты).
Проза второй половины XX века Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман,
С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин. Произведения не
менее трех авторов по выбору.

Поэзия второй половины XX века Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Ю.П.
Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины XX века А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин. Произведение одного
автора по выбору.
Литература последнего десятилетия Проза (одно произведение по выбору). поэзия (одно произведение по выбору). Литература
народов России Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору. Обзор литературы последнего десятилетия Основные тенденции современного литературного
процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные
отклики в печати. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в. Основные теоретико-литературные понятия - Художественная
литература как искусство слова. - Художественный образ. - Содержание и форма. - Художественный вымысел. Фантастика. - Историколитературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм). - Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков. - Литературные роды: эпос,
лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия,
послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. - Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии
развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ
автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Деталь. Символ. - Психологизм. Народность. Историзм. - Трагическое
и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. -Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. - Стиль. - Проза и поэзия. Системы
стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. - Литературная критика. Основные
историко-литературные сведения
Русская литература XIX века Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы
XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с

социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество,
крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного
освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Расцвет русского романа.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и
тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея
нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.
Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и
новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
Русская литература XX века Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Новые литературные течения.
Модернизм. Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их
отражение в русской литературе. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное
регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении
исторических событий. Сатира в литературе. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе. Новое
понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза.
Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе. Развитие традиционных тем русской лирики (темы
любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Литература народов России Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных
проблем. Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов,
населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык. Плодотворное творческое
взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранение мира на
земле, экология природы, сбережение духовных богатств, гуманизм социальных взаимоотношений.
Зарубежная литература Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в
литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности,

чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной
литературы.
Основные теоретико-литературные понятия Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Содержание
и форма. Художественный вымысел. Фантастика. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских
писателей XIX - XX веков. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча;
поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Тема. Идея.
Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного
произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Гипербола. Аллегория. Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретиколитературных понятий Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные
виды пересказа. Заучивание наизусть стихотворных текстов. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков
героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического содержания произведения. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

3. Тематическое планирование
10 класс. 102 часа
№

Тема

Основное содержание темы

Количество часов
Теория

1

Исторический процесс России

Введение

Характеристика основных видов деятельности ученика

Контроль

(на уровне учебных действий)

Практика

Конспектирование, чтение, информационная обработка

2

середины и второй половины

текста. Лекция с элементами беседы

19 века

2

Поэзия
2
середины

Лирика,

и

гражданская

второй

половины 19 века

жанры

лирический

лирики,

произведения,

Наизусть,

лирика,

выразительное чтение наизусть. Беседа с элементами

сочинение

мотив,

анализа лирических произведений, выразительное чтение.

герой,

12

5

Комплексный

анализ

лирического

с/р,

художественновыразительные

средства

языка, пейзаж

3

Реализм
3
XIX – XX

Субъектная

века

Пространство

организация.
и

время

в

54

16

Определение

темы

произведения.

(тем)

и

проблемы

Определение

(проблем)

жанрово-родовой

художественном

принадлежности. Чтение конкретных произведений на

произведении. Роль сюжета,

уроке (медленное чтение с элементами комментирования;

своеобразие

комплексный

конфликта

(конфликтов),

его

составляющих

(вступление,

анализ

художественного

текста;

сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и
др.).

В

процессе

данной деятельности осваиваются

завязка,

развитие,

основные приемы и методы работы с художественным

кульминация,

развязка,

текстом.

эпилог).

Предметный

произведения.
образов

Обзорная

лекция.

Анализ

художественного

мир

произведения, фрагмента художественного произведения,

Система

составление плана художественного текста. Чтение по

персонажей.

ролям.

Работа

с

презентациями,

сообщениями

по

Ключевые мотивы и образы

биографиям писателей. Беседа с элементами анализа текста,

произведения. Стих и проза

комментированное чтение

С/р,

сочинение,

наизусть,
тестирование

как

две

основные

формы

организации текста. Романэпопея.
Характеристика

Мировая
4
4

литература

ХIХ

века

зарубежной

Обзорная лекция. Знакомство с историей зарубежной

С/р,

литературы середины и второй

литературной классики. Презентации, выборочное чтение.

сочинение

половины 19 века

Беседа с элементами анализа текста, комментированное

5

2

тестирование,

чтение

5

Родная
5

Основные жанры, тематика,

(региональная)

проблемы

литература

яркие представители

2

1

произведений,

Обзорная

лекция.

Сравнительно-сопоставительное

С/р

рассмотрение для последовательного формирования у
обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять
общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя
и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о
художественных
произведения.

особенностях
Презентации,

того

или

сообщения,

иного

выборочное

чтение
Итоги
6
года

1

2

Аналитическая беседа. Подведение итогов, литература на

Контрольная работа

лето

6
Итого

102

11 класс. 99 часов
№

Тема

Основное содержание темы

Количество часов
Теория

1

Введение

Характеристика эпохи рубежа
19-20 веков

2

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Практика
Сообщения

по

направлениям

литература,

театр,

музыка).

искусства
Работа

с

(живопись,
учебником,

информационная обработка научного текста. Лекция с
элементами беседы

Контроль

2

Реализм
2
XIX – XX

Роды

литературы

века

лирика,

драма),

своеобразие,
лейтмотив,

(эпос,

15

4

жанровое

Овладение навыком анализа текста художественного

Сочинение,

произведения

тестирование

(умение

выделять

основные

темы

конфликт,

произведения, его проблематику, определять жанровые и

«подводное

родовые, сюжетные и композиционные решения автора,

течение», реализм

место,

время

и

способ

изображения

с/р,

действия,

стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и
переносные планы текста, умение «видеть» подтексты.
Обзорная лекция. Работа с презентациями, сообщениями.
Анализ эпизода художественного произведения. Таблицы,
репродукции, аудиозаписи. Урок-презентация

3

Модернизм
3
конца

Модернистские

течения

в

XIX – ХХ века

литературе

(символизм,

7

4

Выразительное чтение стихотворения, комплексный анализ

Сочинение,

лирических

наизусть,

произведений,

прослушивание

отрывков

акмеизм, футуризм, кубизм,

музыкальных произведений, знакомство с репродукциями

имажинизм).

Лирика,

картин художников этого периода. Беседа с элементами

мотив,

анализа лирических произведений, выразительное чтение.

лирический

герой,

художественно-

с/р,

тестирование

Урок-презентация

выразительные средства языка

4

5

6

Литература
4

Лагерная проза, деревенская

советского

проза, драматургия, роман-

времени

эпопея, литература ВОв

Современный
4

«Задержанные» произведения

литературный

и

процесс

зарубежья. Постмодернизм.

Мировая
4

Характеристика

литература
века

ХХ

литература

6

5

2

русского

зарубежной
тематика

Обзорная

лекция.

Аналитическая

беседа,

С/р,

сочинение,

комментированное чтение. Урок-презентация

тестирование

Знакомство с современным литературным процессом.

С/р, сочинение

Аналитическая беседа, комментированное чтение. Урокпрезентация

литературы 20 века (яркие
представители,

43

и

2

2

Знакомство с историей зарубежной литературной классики

С/р,

сочинение,

20 века. Работа с презентациями, сообщениями по

тестирование

проблематика произведений,

произведениям. Аналитическая беседа, комментированное

основные

чтение. Выборочное чтение. Урок-презентация

жанры).

Антифашистская литература

7

Литература
7

Основные жанры, тематика,

народов России

проблематика произведений

Итоги
7
года
8
Итого

99

2

1

Обзорная лекция. Выборочное чтение.

С/р

2

2

Аналитическая беседа

Контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».