Смысловое чтение 5.1.

Планируемые результаты
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
а) ценностные ориентиры в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
 умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение,
сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
 способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей- классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ,
озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
 умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе
рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
 умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и
нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
 умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения
спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
 умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
 умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
 понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
 умение приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного
произведения;
 способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для
создания художественного образа;
 умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств»,
объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
 умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
 умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное
мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и
фактами;
2

















понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых
текстах, пословицах и поговорках;
умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств,
объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из
конфликтных ситуаций;
умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии
оценивания той или иной деятельности на уроке;
способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать
из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому,
кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
понимание того, что отношение к нашей родной стране, начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в
читаемых текстах;
знание наизусть 3-4 стихотворения о родиной земле, красоте нашей природы и др.;
находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;
умение посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к занятиям смысловое чтение;
способность предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы занятия;
способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами;
умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять
необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

Обучающиеся получат возможность для формирования
 проявления гибкости в суждениях в процессе диалогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике
читаемых произведений;
 проявления в высказываниях готовности нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе,
окружающим людям;
 освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

3

















умения соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и
представлениям;
умение проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам,
обращаясь к разнообразным источникам информации;
способность включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её
необходимость для развития собственных способностей;
знание о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
умение доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и
лаконичности описания;
способность отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к
которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить
читателя;
умение предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
умение строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного
персонажа произведения.
способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и
индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного
выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного
персонажа произведения;
способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения
дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для
решения общих задач;
способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
способность осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства
и отношение к героям своих произведений;
умение находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от
того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора;

4






способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и
индивидуальности авторского мировоззрения;
способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного
выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
умение приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;
умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их
примерах эффективность такой модели поведения;
способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;

Метапредметные
Регулятивные
 сохранять учебную задачу занятия;
 планировать свои действия на отдельных этапах занятия, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин
(картинному плану);
 контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
 оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем).
 читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
 коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;
 коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
 контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
 оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
 оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
 читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
 составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план
изучения темы урока;
 выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
 оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам
оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
 определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже
умеем?), связывать с целевой установкой урока.

5





определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже
умеем?), связывать с целевой установкой урока.
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в печатной тетради для передачи информации (условные
обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
 понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих
развитие воссоздающего и творческого воображения;
 сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
 анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем.
 пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на
вопросы учителя;
 понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного
рисования;
 сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины
художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
 анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.
 считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации
собственных знаний и умений;
 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения,
формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
 замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
 сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины
художника;
 подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
 отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;

6






сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от
мотива.
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов как часть русской национальной
культуры;
осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение,
автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец,
репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и
литературные.

Коммуникативные
 спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и
активности, в стремлении высказываться под руководством учителя;
 формулировать вопросы к собеседнику;
 строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
 строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме;
 слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 интегрироваться в группу сверстников, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя
доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
 строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться,
задавать вопросы;
 строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
 строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
 не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя,
учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.
 строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться,
задавать вопросы;
 осознавать цель своего высказывания;
 пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
 строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

7

 строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
 проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы
примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности;
 отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
 выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в
произведении; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
 проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы
примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности;
 отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
 опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
 формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,
выбирать для себя подходящие роли и функции;
 вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.













Предметные
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на
основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой
произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять
свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
8




















пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными
героями являются…);
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике
приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение
автора читаемого текста;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к
прочитанному;
использовать знания о рифме, особенностях жанров.
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к
национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении
важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих
оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения
для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

9




























сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и
индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с
прочитанным текстом – повествованием.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и
литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию,
но и на жанр, структуру, язык;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному
образцу.
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога
повествованием;
придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;

10

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО , которые
дополняются группой специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике
нарушений чтения и письма:
отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно
воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой
речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторноакустическим признакам);
умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными
закономерностями грамматического и лексического строя речи;
сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического,
психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения
социальной компетенцией должны отражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении:
умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение;
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации,
когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости
в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни;

11

умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий,
бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые
возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности;
умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для
участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение
поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой;
позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации,
вариативных речевых конструкций;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных
ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности)
для себя и окружающих;
способность прогнозировать последствия своих поступков;
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинноследственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования;
умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому
порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей:
знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в
школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных отношений;
готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия;

12

умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в
процессе моделирования социальных отношений;
прогресс в развитии регулятивной функции речи. Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.

Содержание предмета.
1 класс
Введение (2 часа). Знакомство с курсом, формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания. Воспитание
уважительного отношения к творчеству людей. Формирование духовных и эстетических потребностей.
Занимательное чтение (15 часов). Что такое слово и его лексическое значение. Знакомство с толковым словарём. Однозначные и
многозначные слова. Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по
смыслу и т.д.
Читаем сами (5 часов). Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и
предложении. Редактирование простого предложения: умение исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно
подобранные слова. Пересказ текста, выделение основного смысла текста, умение отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы по
картинкам и схемам.
Осмысленное чтение (10 часов). Работа над чтением со смыслом. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных
общей темой, выделение основной мысли в тексте. Составление плана по сюжетным картинкам. Творческое дополнение готового текста.
Знакомство с волшебными словами, а также словами – выражения просьбы, благодарности, извинения. Умение пользоваться словами –
выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
2 класс
Мир вокруг нас (16 часов). Развитие устной и письменной речи, умение регулировать громкость и высоту голоса. Совершенствование
знаний скороговорок, пословиц, потешок, прибауток, перевёртышей. Развитие умения учащихся совместно делить текст для составления
плана и выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, где это необходимо. Учащиеся узнают много нового и
познавательного о нашем мире, космосе и различных животных.
Я люблю читать (14 часов). Изобразительные средства языка в данном разделе: сравнение и олицетворение. Пересказа различных текстов,
прочитанных учащимися самостоятельно. Инсценирование прочитанных произведений.

13

Читаем и размышляем (4 часа). Работа над чтением и осмыслением прочитанного. Ученики самостоятельно пишут сочинение о то, как
они хотят провести летние каникулы. Беседы о выходных днях школьников. Повторение изученного и викторина по прочитанным текстам.

3 класс
Значение речи для нас (16 часов). Классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской
культуры младшего школьника. Стихотворения, рассказы, сказки классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
Читаем, размышляем (11 часов). Работа над развитием пересказа и осмысления учащимися текста. Составление плана, выразительное
чтение, работа в парах и группах. Знакомство с комиксами и детскими журналами.
Преданья старины глубокой…» (7 часов). Знакомство с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартным мышлением
и творческим воображением детей. Стихотворения классиков современной детской поэзии.
4 класс
«Страницы нашей истории» (12 часов). Произведения, поэтизирующие мир детства: повести о великих русских князьях, правителях Руси,
а так же героях и богатырях.
«Обыкновенное чудо» (12 часов). Знакомство с окружающим миром и чудесами дружбы. Детская фантастика.
«Русские писатели» (10 часов). Пересказ и осмысленное чтение текстов.

14

Тематическое планирование
1 класс.
№
п/п

1

Тема

«Введение».

Основное
содержание темы
Знакомство с
курсом,
формирование у
ребёнка ценностных
ориентиров в
области
языкознания.
Воспитание
уважительного
отношения к
творчеству людей.
Формирование
духовных и
эстетических
потребностей.
Мир вокруг нас. Из
истории книг.

Количество часов
теория практика
12

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных
действий)
Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых
непонятно, и осознавать потребность
в выяснении их смысла. Читают
вслух, про себя, «вприглядку».
Прогнозируют содержание
читаемого. Отвечают на вопросы.
Перечисляют персонажей текста.

Контроль

Коррекционные задачи:
Закрепление правильного фонетического
оформления высказывания, формирование
лексических, морфологических и
синтаксических обобщений. Работа над
лексическим и грамматическим значением
слова. Формирование умения правильно
употреблять слово в связной речи,
грамматически правильно оформлять устное
высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста, обучение подробному,
краткому или выборочному пересказу,
устному рассказу по картинке, развитие

15

вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.

2

3

«Занимательное
чтение».

«Читаем сами».

Что такое слово и
его лексическое
значение.
Знакомство с
толковым словарём.
Однозначные и
многозначные
слова. Слова –
«родственники» и
слова, внешне
сходные, но разные
по значению
(омонимы). Слова,
противоположные
по смыслу и т.д.
Как добывают воск?
Надёжная защита.
Одежда для яблок.
Самый крупный в
мире цветок. Сказка
о русалочке.
Рисовые картины.
Сложный договор.
Вежливый кузнец.
Футбольный мяч.
Древесная лягушка.
Танцы на пруду.
Река в океане. Сцена
в театре. Деньги и
гроши. Бумажные
осы.
Водные дороги.

6 Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых
непонятно, и осознавать потребность
в выяснении их смысла. Читают
вслух, про себя, «вприглядку».
Прогнозируют содержание
читаемого. Отвечают на вопросы.
Перечисляют персонажей текста.
Формулируют тему текста.
Выявляют смысловой и
эмоциональный подтекст.

9

Коррекционные задачи:
Закрепление правильного фонетического
оформления высказывания, формирование
лексических, морфологических и
синтаксических обобщений. Работа над
лексическим и грамматическим значением
слова. Формирование умения правильно
употреблять слово в связной речи,
грамматически правильно оформлять устное
высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста, обучение подробному,
краткому или выборочному пересказу,
устному рассказу по картинке, развитие
вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.

3

2

Выявляют в тексте слова и
16

Строительство
паутины . Самая
маленькая машина.
Жизнь в живом
капкане. Разные
памятники.
Умение членить
небольшой текст на
предложения,
устанавливать связи
между словами в
словосочетании и
предложении.
Редактирование
простого
предложения:
умение исправлять
порядок слов в
предложении,
заменять в нем
неудачно
подобранные слова.
Пересказ текста,
выделение
основного смысла
текста, умение
отвечать на вопросы
учителя, задавать
вопросы по
картинкам и схемам.
4

«Осмысленное
чтение».

Работа над чтением
со смыслом. Умение

выражения, значения которых
непонятно, и осознавать потребность
в выяснении их смысла. Читают
вслух, про себя, «вприглядку».
Прогнозируют содержание
читаемого. Отвечают на вопросы.
Перечисляют персонажей текста.
Формулируют тему текста.
Выявляют смысловой и
эмоциональный подтекст.
Коррекционные задачи:
Закрепление правильного фонетического
оформления высказывания, формирование
лексических, морфологических и
синтаксических обобщений. Работа над
лексическим и грамматическим значением
слова. Формирование умения правильно
употреблять слово в связной речи,
грамматически правильно оформлять устное
высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста, обучение подробному,
краткому или выборочному пересказу,
устному рассказу по картинке, развитие
вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.

7

4 Выявляют в тексте слова и
выражения, значения которых

17

отличать текст от
отдельных
предложений,
не
объединенных
общей
темой,
выделение основной
мысли в тексте.
Составление плана
по
сюжетным
картинкам.
Творческое
дополнение готового
текста. Знакомство с
волшебными
словами, а также
словами
–
выражения просьбы,
благодарности,
извинения. Умение
пользоваться
словами
–
выражениями
приветствия,
прощания,
извинения,
благодарности
в
собственной речевой
практике с учетом
конкретной
ситуации общения.
Незаметный
автомобильчик.
Планета вода. Дым

непонятно, и осознавать потребность
в выяснении их смысла. Читают
вслух, про себя, «вприглядку».
Прогнозируют содержание
читаемого. Отвечают на вопросы.
Перечисляют персонажей текста.
Формулируют тему текста.
Выявляют смысловой и
эмоциональный подтекст. Находят
главную мысль, сформулированную
в тексте.
Коррекционные задачи:
Закрепление правильного фонетического
оформления высказывания, формирование
лексических, морфологических и
синтаксических обобщений. Работа над
лексическим и грамматическим значением
слова. Формирование умения правильно
употреблять слово в связной речи,
грамматически правильно оформлять устное
высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста, обучение подробному,
краткому или выборочному пересказу,
устному рассказу по картинке, развитие
вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.

18

от костра. Польза
змеиного яда. Удав в
кинотеатре. Ожоги
от медуз.
Маленький автобус.
Первые автомобили.
Прятки у жуков.
Огоньки в лесу.
Щедрый горшочек

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».