Географические вопросы

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей
народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,
их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков.
Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных
измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб,
условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения
земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и
подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов
погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные,
природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы
Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в
атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство
России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их
формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние
воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей
России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России.
Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная
полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население.
Крупнейшие города.
Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие
территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства.
География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и
анализ его результативности.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила
заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб,
условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы
Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по
разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в
атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
География
№
1 Введение (4 ч).

Название раздела, темы

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.

2

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.
Раздел I. Источники географической информации (6 ч).
Глобус, географическая карта.

3
4

План местности. Масштаб. Градусная сеть.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

5

Раздел II. Природа Земли и человек (12 ч).
Земля как планета Солнечной системы.
Движения Земли.
Литосфера и геологическая история Земли.

6
7

8 Гидросфера. Атмосфера.
9 Биосфера. ГО.
10 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
11 Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (16 ч).
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Население и численность населения Земли. Расы, этносы.
Материки и страны.
Африка. Австралия.
Антарктида. Южная Америка.
Северная Америка.
Евразия.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (4 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.
Раздел V. География России (20 ч).
Особенности ГП России.
Природа России.
Природные особенности России.
Население России.
Демографические показатели России.
Хозяйство России.
Отрасли хозяйства РФ.
Природно-хозяйственное районирование России.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

30 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
31 Обобщение (2 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».