Готовимся к сочинению

Планируемые результаты внеурочной деятельности «Готовимся к сочинению» 9-й класс (33 ч.)
Познавательные УУД
1. Формирование и развитие основ читательской компетенции
Проявлять потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. Использовать приемы анализа и синтеза,
применять их к материалу межпредметного характера.
Уметь выполнять проблемные задания сравнительно обобщающего типа. Владеть приемами доказательства.
Уметь определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста). Использовать различные формы фиксирования
звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики).
Писать рецензии на книгу, фильм, спектакль.
2. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Писать сочинения разных видов; тексты докладов, рефератов, рецензий, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам.
Делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом.
Вести записи за докладчиком, учителем, лектором. Пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица,
диаграмма). Редактировать свой и чужой текст; составлять заявление, расписку, автобиографию.
3. Формирование основ реализации проектно-исследовательской деятельности.
Самостоятельно проводить исследования, используя различные источники информации. Писать рецензию на проектно-исследовательскую
работу. Владеть менеджерскими умениями (умение самостоятельно проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность,
время, ресурсы; умения принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности, её хода и
промежуточных результатов.
4. Овладение логическими действиями.
Самостоятельно выполнять учебные задания, находить проблему и способы ее решения, активно участвовать в овладении знаниями, в
проблемных упражнениях, дополнять и уточнять ответы товарищей, вносить элементы самостоятельности в сочинения, в решения задач,
проявлять оригинальность в решениях.
Регулятивные УУД
1. Формирование мотивационно-самоорганизационных состояний школьников.
Ставить перспективные цели, осознанно формулировать и реализовывать задачи, способствующие достижению перспективных целей.
Полностью самостоятельно и осознанно организовывать свою деятельность в любых условиях, уделяя внимание всем элементам
самоорганизации: постановке целей, формулировке задач, организации деятельности, самооценки, самоконтроля, проведению коррекции
своей деятельности. Адекватно и прогностически оценивать собственные организаторские способности, вырабатывать систему постоянной
работы над собой (этап зрелого самовоспитания).
2. Формирование компонентов учебной деятельности.

Учебно-познавательный интерес. Проявлять творческое отношение к общему способу решения учебной задачи, проявлять мотивированную
избирательность интересов. Целеполагание.
Выдвигать содержательные гипотезы, проявлять активность в определении содержания способов деятельности и их применении в
различных условиях.
Учебные действия.
Самостоятельно строить новый способ действия, модифицируя известный способ, критически оценивать свои учебные действия.
Действия контроля.
Успешно контролировать соответствие выполняемых действий соответствующей схеме, вносить коррекцию в схему действий ещё до начала
их фактического выполнения. Действия оценки. Самостоятельно оценить свои возможности в решении новой задачи, учитывая возможное
изменение известных ему способов действия, исходя из чёткого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ
их применения.
3. Формирование навыков планирования своей деятельности.
Планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе через проект).
4. Формирование умений работать по алгоритму.
Определить последовательность промежуточных целей с учетом Конечного результата.
Составить план и последовательность действий.
Поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в
проблемной ситуации
Спрогнозировать результат собственной деятельности. Провести самоконтроль учебной деятельности. Внести необходимые дополнения и
коррективы в план
Собственной деятельности
Уметь самостоятельно контролировать своё время
Выделить и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД
1. Формирование действий нравственно-этического оценивания.
Выполнять законы, принимать Конституцию как основной закон государства.
Приводить примеры общекультурного наследия России.
2. Формирование действия смыслообразования, нравственной оценки поступка.
Демонстрировать нравственное поведение при любых изменениях внешней среды, при любых условиях и обстоятельствах, принимать
решения в ответ на любую изменившуюся ситуацию, давать дельные советы в случае необходимости.
3. Формирование эстетической оценки окружающего мира.

Проявлять высокий уровень эстетического вкуса, высказывать аргументированные суждения в различных областях литературы и искусства,
проявлять стремление к самовыражению через различные средства эстетической деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Формирование коммуникативных действий.
Обладать всеми манерами приятного общения, уверенно чувствовать себя и ориентироваться в любом обществе, занимая гуманистическую
позицию.
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов другого, достойно признавать ошибочность своего мнения.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• владеть навыками работы со словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата;
 понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• различать стили речи;
• проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;



• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей
действительности;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, а также средства массовой информации, свободно
использовать ее в творческой работе;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Содержание внеурочной деятельности «Готовимся к сочинению»
Работа с первичным текстом.
Особенности работы с публицистическим, художественным и научно-популярным текстом. Особенности работы с текстами разных типов
речи. Определение истинных и ложных утверждений в тексте.
Работа над созданием целостного текста.
Содержание изложения. Навык работы с микротемами (деление текста на микротемы).
Составление плана текста. Логическое ударение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Предупреждение фактических ошибок.
Специфика работы над цельностью речевой связностью и последовательностью содержания текста.
Аргументирование тезисов.
Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства речевой выразительности, понимание лексического значения слова.
Специфика выполнения заданий с развернутым ответом.
Понимание смысла текста и смысла фрагмента текста.
Чтение и понимание вопроса. Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа.

Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису. Причинноследственная связь между тезисом и доводами. Отражение позиции автора текста.
Восстановление текста. Использование предложений с различными синтаксическими конструкциями.
Работа над созданием целостного текста.
Логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Специфика
написания вступления и заключения в сочинениях-рассуждениях, ответах на поставленный вопрос. Смысловая цельность, речевая связность
и последовательность изложения. Виды логических ошибок.
Редактирование текста.
Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства.
Требование соблюдения языковых и речевых норм. Виды речевых и грамматических ошибок.
Создание собственного текста. Комплексный анализ текста.
Специфика работы с текстами разных типов речи — повествования, описания, рассуждения. Основная задача – научиться создавать тексты
разных типов.
Построение текста типа речи описания. Описание отдельных предметов, обстановки, внешности героев художественного произведения.
Комплексный анализ текста.
Языковые средства, используемые в тексте.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Языковые средства выразительности.
Текст типа речи рассуждения. Введение в рассуждение доказательства в виде прямого цитирования и пересказа.
Проблема текста. Пути решения этой проблемы. Какой путь решения проблемы кажется более правильным автору.
Редактирование текста типа речи рассуждения.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и
сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения.
Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой).
Сочетание знаков и комбинация знаков.

№
1
2
3
4
итого

Наименование тем

Тематическое планирование
9 класс
Всего часов

Читаем внимательно
Восстанавливаем текст
Построение текста типа речи описания. «Рисуем словами».
Рассуждаем и доказываем

В том числе:
Развитие речи
1
2
4
7
14

9
7
4
13
33

Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Читаем внимательно. 9 часов
Введение. Текст как речевое произведение
1
Тема текста
2
Смысловая и композиционная целостность текста
3
4
Позиция автора научно-популярного текста
5
Истинные и ложные утверждения
6
Логическое ударение
7
Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста
Деление исходного текста на микротемы. Пересказ текста по выявленной микротеме.
8
9
РР. Комплексный анализ текста
Восстанавливаем текст 7 часов
Приемы восстановления предложений в тексте. (Сходство и отличие явлений, оправданные
10

Дата
1 неделя сентября
2 неделя сентября
3 неделя сентября
4 неделя сентября
1 неделя октября
2 неделя октября
3 неделя октября
4 неделя октября
2 неделя ноября
3 неделя ноября

повторы, ключевые понятия, синонимы и т.д.)
11
Классификация речевых и грамматических ошибок
12
Редактирование текста с учетом речевых и грамматических ошибок
13
Редактирование текста типа речи повествования
14
Восстановление связи между предложениями
Р/Р «Рассказываем истории». Построение текста повествования на литературную тему
15
Р/Р. Создание собственного текста на основе пересказа повести Н.В. Гоголя «Шинель»
16
Построение текста типа речи описания. «Рисуем словами» 4 часа
Р/Р. Тип речи описание. Признаки описания.
17
18
Р/Р. Описание картины «Золотая осень» И. Левитана 1895г.
Р/Р. Рассказ о внешности героя художественного произведения
19
Р/Р. Описание предмета, обстановки. (Используем средства речевой выразительности)
20
Рассуждаем, доказываем и сравниваем 13 часов
21
Текст - рассуждение
22
Учимся рассуждать и доказывать
РР. Комплексный анализ текста.
23
24
Языковые средства выразительности, свойственные тексту типа речи рассуждения
25
Проблема текста. Определение проблемы текста
26
Р/Р. Построение собственного текста согласно схеме типа речи рассуждения
Редактирование текста типа речи рассуждения
27
28
Рассуждение с доказательством. Прямое цитирование. Пересказ
29
Р/Р. Сочинение на литературную тему
30
Р/Р. Пейзаж в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.
31
РР. Сочинение «Пейзаж в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова
32
Р/Р. Интерпретация поэтических произведений Ф.И.Тютчева о картинах родной природы
33
РР. Сочинение-рассуждение по тексту. Итоговое занятие

4 неделя ноября
1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря
2 неделя января
3 неделя января
4 неделя января
1 неделя февраля
2 неделя февраля
3 неделя февраля
4 неделя февраля
1 неделя марта
2 неделя марта
3 неделя марта
4 неделя марта
1 неделя апреля
2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля
1 неделя мая
2 неделя мая
3 неделя мая

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».