6
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам
обучения;
Метапредметными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов
познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать
свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения научной информации.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
7
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общими предметными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты;
умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул;
умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других
источников;
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
Частными предметными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
— формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности
научного знания;
— формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования
материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
— понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи,
бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;
— развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов
механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
— формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в
том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
8
I.
Введение. Организация проектной деятельности «Творческая мастерская по физике». Техника
безопасности при проведении экспериментальных работ. (4 ч)
Цели и задачи курса «Творческая мастерская по физике». Знакомство с видами экспериментальных заданий.
Технология выполнения экспериментальных заданий. Требования безопасности в кабинете физики. Организация
рабочего места. Основные правила и инструкции по безопасности труда. Что такое проект? (историческая справка).
Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике. Формирование проектных групп.
II.
Осуществление проектной деятельности (22 часа)
Обсуждение идей будущих проектов по физике. Утверждение тематики проектов по физике и индивидуальных
планов работы.
Поиск, отбор и изучение информации.
Опыты с жидкостями и газами:
Опыт «Спички – лакомки»
Опыт «Яйцо в солёной воде»
Опыт «Пять этажей»
Опыт «Удивительный подсвечник»
Опыт «Стакан с водой»
Опыт «Яйцо в графине»
Опыт «Яйцо в графине»
Опыт «Подъём тарелки с мылом»
Опыт «Соединённые стаканы»
Опыт «Разбейте стакан»
Опыт «Уроните монетку»
Физика в быту
На этих занятиях учащиеся познакомятся с физическими характеристиками повседневных продуктов питания: соли,
сахарного песка, пшена, картофеля, лука, свёклы, масла подсолнечного, чая и пр.;
Мыльные пузыри и плёнки и опыты с ними:
9
Мыльные пузыри. Гибкая оболочка мыльных пузырей
Мал мала меньше
Снежные цветы
Превращение мыльного пузыря
Шар в бочке
Шар-недотрога
Свеча, погасни!
Мыльный винт
Интересные случаи равновесия
Учащиеся познакомятся с физическими и техническими параметрами кухонной посуды; ручного инструмента:
ножниц, иголок, топора, крана водопроводного и т.д.;
Понятие равновесия.
Понятие центра тяжести.
Правило рычага.
Карандаш на острие
Поварёшка и тарелка
Яйцо на бутылке
Две вилки и монета
Пятнадцать спичек на одной
Верёвочные весы
Парафиновый мотор
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности
человека.
Монета и бумажное кольцо
Чур не урони! Шнурок и цепочка
Какое - крутое? Какое – сырое? Танцующее яйцо
10
Маятник Фуко Смешная дуэль
Промежуточный отчёт учащихся о выполнении проекта по физике. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе
выполнения проекта. Оформление результатов проектной деятельности.
III. Представление результатов деятельности и её оценка (8 ч)
Оформление паспорта проекта. Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике.
Формирование групп оппонентов. Оценка процесса работы над проектами по физике. Выступление с проектами по
физике перед учащимися школы. Архивирование проектов по физике.
8 класс
Введение. Организация проектной деятельности «Творческая мастерская по физике»
Введение - 3 часа:
Цели и задачи курса «Творческая мастерская по физике». Что такое проект? Знакомство с видами
экспериментальных заданий. Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике.
Формирование проектных групп.
III.
Осуществление проектной деятельности (22 часа)
Обсуждение идей будущих проектов по физике. Учащимся предлагается обсудить следующие темы проектов:
Опыты с теплотой и электричеством
Учащиеся познакомятся с физическими и техническими параметрами электроарматуры: розеток, патронов для
электроламп, предохранительных коробок и т.п.; источников тока гальванических, батареек, стартера, аккумуляторов;
электропотребителей: ламп накаливания, ёлочных гирлянд, люстр, утюгов, холодильников и пр.; средств связи и
воспроизведения информации; некоторых других приборов.
Учащиеся поучаствуют в исследованиях, опытах и экспериментах:
Лимон - источник тока
Электрический цветок
Бумажная кастрюля
11
Олово на игральной карте
Кто раньше?
Наэлектризованный стакан
Молекулярная физика
Учащиеся познакомятся со:
Свойствами газов, свойствами жидкостей. капиллярными явлениями. свойствами кристаллов и аморфных тел.
С понятиями:
Поверхностное натяжение.
Внутренняя энергия.
Работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Кипение.
Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Учащиеся сумеют в ходе занятий:
объяснить, что такое экзотермический, сублимация, аморфный, изотропия, дистиллят, «Перпетуум – мобиле»
- сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков жидкости
- экспериментальным путем проверить, какая вода быстрее замерзнет, горячая или холодная?
Построить график зависимости температуры от времени, измеряя через одинаковые промежутки времени
температуру воды, пока на поверхности одной из них не появится лед.
- изготовить парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.
Влияние деятельности человека на состояние окружающей среды. Экологические последствия применения
человеком физических открытий
Учащиеся познакомятся и смогут развить в своем проекте одну или несколько тем, связанных с:
Экологическими проблемами производства и передачи электроэнергии в России Развитием энергетики в
Кемеровской области и охраной окружающей среды
Экологическими проблемами осуществления неуправляемых и управляемых ядерных реакций
12
Электрическими явлениями в моём доме
Историей развития электроэнергетики в России
Современной электроэнергетической картиной России
Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.
Современные наука и производство. Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация
производства. Роботы. Цехи-автоматы.
Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение. Изучение устройства и
принципа действия телеграфного аппарата.
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту.
Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии
Ошибки наших глаз. Опыты со светом
Учащиеся познакомятся с законами оптики и впоследствии увидят, продемонстрируют, представят виде проектов и
смогут объяснить с точки зрения законов оптики следующие опыты:
Ложка – рефлектор
Посеребренное яйцо
Вот так лупа
Живая тень
Зелёный чёртик
Не раскупоривая бутылки!
Копировальное стекло
Птичка в клетке
Белая и чёрная бумага
Кто выше
Циркуль или глаз?
Монета или шар?
13
Промежуточный отчёт учащихся о выполнении проекта по физике. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе
выполнения проекта. Оформление результатов проектной деятельности.
III. Представление результатов деятельности и её оценка (3 ч)
Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике. Формирование групп оппонентов. Оценка
процесса работы над проектами по физике. Выступление с проектами по физике перед учащимися школы.
Архивирование проектов по физике.
9 класс
«Творческая мастерская по физике»
Введение - 2 часа:
Цели и задачи курса «Творческая мастерская по физике». Знакомство с видами экспериментальных заданий.
Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике. Формирование проектных групп.
Механика -19 часов
Основы кинематики – 4 часа
Механическое движение. Относительность механического движения. Измерение больших скоростей:
стробоскопический метод, метод Штерна, эффект Доплера.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Ускорение свободного падения.
Учащиеся познакомятся с законами механики и смогут:
сконструировать прибор для изображения различных траекторий при движении материальной точки
с помощью рулетки определить координаты точки подвеса комнатного светильника по отношению к системе
отсчета, связанной с одним из нижних углов комнаты
пользуясь отвесом, секундомером и камнями разной формы и различного объема определите ускорение
свободного падения.
Основы динамики - 5 часа
Учащиеся познакомятся с понятиями динамики:
Сила – векторная величина.
14
Сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки.
Сила трения. Сложение сил. Центр масс.
и впоследствии смогут:
изготовить игрушку «Ванька-встанька»,
изучить устройство и принцип действия «спинера» с учетом законов физики.
Законы сохранения в механике- 3 часа
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.
Закон сохранения механической энергии.
Используя законы сохранения импульса и механической энергии учащиеся
сконструируют действующую модель реактивной водяной трубы
смогут познакомиться с эффектом Магнуса и представить проект на эту тему.
Основы статики и гидростатики - 5 часов
Давление жидкости и газа. Движение жидкости по трубам. Закон Бернулли. Подъемная сила крыла. Простые механизмы.
Учащиеся сумеют
- изготовить макет для демонстрации движения воды по трубам разного сечения
- изготовить макеты различных видов колодцев
Механические колебания и волны – 5 часов
Колебательное движение. Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.
Учащиеся должны будут разработать проект на одну из тем, связанных с механическими колебаниями и волнами:
исследовать высоту звука, издаваемого стеклянной бутылкой при различном заполнении её водой
как найти скорость истечения воды из водопроводного крана, имея цилиндрическую банку, секундомер и штангенциркуль?
15
при помощи подручных средств получить график колебаний математического маятника в квартире при различных
условиях (при прохождении грузового поезда, электропоезда) и сравнить со шкалой, измеряющей баллы при
землетрясениях.
Электрические явления – 5 часов
Учащиеся познакомятся на более глубоком творческом уровне с понятиями:
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Электрический ток в полупроводниках.
Узнают, что такое:
р-n переход.
Донорные, акцепторные примеси.
Полупроводниковый диод.
Смогут создать проект:
О применении полупроводниковых приборов
О приборах в доме, в которых можно наблюдать тепловое, химическое и электромагнитное действие
электрического тока. Описать их.
Изготовление катушки Тесла
Используя инструкции домашних электроприборов составить таблицу расхода электроэнергии в квартире, доме.
Предложить способы экономии электричества.
Электромагнитные явления – 2 часа
Учащиеся смогут углубить свои знания по темам:
Магнитное поле. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля.
Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока.
Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и
гидроэлектростанциями.
Учащиеся смогут:
исследовать и продемонстрировать магнитоэлектрические двигатели. Их роль в современном мире.
16
III. Представление результатов деятельности и её оценка (6 ч)
Выступление с проектами по физике перед учащимися школы.
17
V. Тематическое планирование, 7 класс
Кол-во часов
Дата
Основные виды
№
деятельности учащихся
Наименование раздела программы
Всег Теория Практ
о
Раздел 1
1.
2.
3.
Организация проектной деятельности
Что такое проект? (историческая справка)
Проекты по физике. Физика в быту - серия
опытов и их теоретическое обоснование.
Погружение в проект
Планирование проектов по физике
4
ика
4
1
1
1
1
1
1
Учебной деятельности
учащихся
0
Анализ информации
учащимися.
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Составление банка идей
проектов;
Обсуждение потребности в
данном проекте;
Определение темы и
обоснование выбора проекта
Разработка плана действий,
определение сроков, выбор
формы представления
результатов.
18
Определение групп для
проектов.
Формирование проектных групп
Опыты с жидкостями и газами:
Спички – лакомки»
«Яйцо в солёной воде»
4.
1
1
Распределение обязанностей в
каждой группе в зависимости
от выбранной темы
исследования.
Раздел 2
Осуществление проектной деятельности
23
12
11
Обсуждение идей будущих проектов по
физике.
5.
6.
7.
Опыты с жидкостями и газами:
«Пять этажей»
«Удивительный подсвечник»
Утверждение тематики проектов по физике
и индивидуальных планов работы.
Опыты:
Опыт «Стакан с водой»
Опыт «Яйцо в графине»
Опыт «Яйцо в графине»
Поиск, отбор и изучение информации
Опыты:
Обсуждение идей будущих
1
1
проектов по физике.
Обсуждение опытов.
Обсуждение опытов и
1
0,5
0,5
составление индивидуальных
планов работы над проектами.
1
0,5
0,5
Поиск, отбор и изучение
19
необходимой информации в
Опыт «Подъём тарелки с мылом»
Опыт «Соединённые стаканы»
Опыт «Разбейте стакан»
Опыт «Уроните монетку»
научной литературе и сети
Интернет. Обсуждение опытов
и изучение физики
наблюдаемых явлений
Осуществление поиска
альтернативных вариантов
проекта;
Знакомство с паспортом
Анализ, обоснование выбора
исследовательской работы
8.
Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
Мыльные пузыри. Гибкая оболочка
мыльных пузырей
наиболее рационального
1
0,5
0,5
проекта.
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Оформление паспорта проекта
9.
Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
1
0,5
0,5
Оформление паспорта работы
Обсуждение опытов и
20
изучение физики наблюдаемых
Шар в бочке
Шар-недотрога
явлений
Промежуточный отчёт учащихся о
Проведение исследования.
выполнении проекта по физике
10.
11.
Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
Свеча, погасни!
Мыльный винт
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Творческий отчёт учащихся о выполнении
Определение выбора
проектов на данном промежутке
материалов, плакатов,
Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
Мал мала меньше
Снежные цветы
Превращение мыльного пузыря
наглядных пособий для
1
0,5
0,5
реализации проекта.
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Составление технологической
Обсуждение альтернатив, возникающих в
12.
ходе выполнения проекта
Интересные случаи равновесия Понятие
1
0,5
0,5
карты на изготовление
проектного изделия
21
Обсуждение опытов и
равновесия.
Понятие центра тяжести.
изучение физики наблюдаемых
Опыт "Парафиновый мотор"
явлений
Помощь учащимся в подборе
Индивидуальные и групповые
индивидуального визуального стиля
13.
проекта по физике
консультации по выбору
1
0,5
0,5
Интересные случаи равновесия
Карандаш на острие
Поварёшка и тарелка
оптимального варианта
выполнения проекта и его
оформления
Контроль соблюдения
технологической
14.
Консультация учащихся по выполнению
проектов
Интересные случаи равновесия
Пятнадцать спичек на одной
Верёвочные весы
последовательности и техники
1
0,5
0,5
безопасности
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
22
Изготовление наглядных
Работа учащихся над проектами по физике
проектных образцов.
в группе
15.
1
0,5
0,5
Интересные случаи равновесия
Пятнадцать спичек на одной
Верёвочные весы
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Самостоятельная работа учащихся над
проектами
16.
Инерция и центробежная сила. Волчки и
маятники
Понятие инерции и инертности.
Центробежная сила. Применение данных
физических понятий в жизнедеятельности
человека.
Самостоятельное выполнение
наглядных проектных
1
образцов. Обсуждение новых
1
понятий и изучение физики
наблюдаемых явлений
Самостоятельное выполнение
наглядных проектных образцов
Самостоятельная работа учащихся над
17.
проектами
1
1
Обсуждение новых понятий и
изучение физики наблюдаемых
явлений
23
Самостоятельное выполнение
18.
19.
20.
21.
Работа учащихся над проектами по физике
индивидуально
Инерция и центробежная сила. Волчки и
маятники
Монета и бумажное кольцо
Чур не урони! Шнурок и цепочка
наглядных проектных образцов
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Консультация учащихся по выполнению
Анализ информации
проектов
учащимися
Инерция и центробежная сила. Волчки и
маятники
Какое - крутое? Какое – сырое?
Танцующее яйцо
Маятник Фуко Смешная дуэль
Оформление результатов проектной
деятельности.
Знакомство с правилами оформления
презентаций проектов по физике
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
1
1
1
1
Оформление результатов
работы
Разработка плана оформления
защиты проекта
24
22.
23.
Оформление презентаций проектов по
физике
Оформление паспорта проекта по физике
Подготовка материалов для
1
защиты проекта и его
1
презентации.
1
1
Оформление творческого
проекта и его презентации
Подготовка речи выступления
24.
«Предзащита» проектов по физике
1
для защиты своего творческого
1
проекта
25.
26.
27.
Самостоятельная работа учащихся над
проектами
Формирование групп оппонентов.
Генеральная репетиция публичной защиты
проектов
1
1
1
Доработка проектов с учетом
замечаний и предложений
Критерии оценки проекта
1
1.
1
1
Участие в обсуждении
публичной защиты;
2.
Представление результатов
деятельности и её оценка.
8
8
Анализ ошибок
0
25
Оценивание
28.
Оценка процесса работы над проектами по
физике
1
индивидуального вклада
каждого члена группы в
реализацию проекта, в группе
1 .Самооценка реализации
оставленных целей.
29.
Оценка результатов работы над проектами
по физике
1
2.Анализ достигнутых
результатов, причин успехов и
неудач.
Выступление
30.
с проектами по физике перед учащимися
1
школы
31.
32.
Выступление с проектами по физике перед
учащимися школ
Выступление с проектами по физике перед
учащимися школы
1
1
Защита проектов, участие в
обсуждении
26
Выступление с проектами по физике перед
33.
учащимися школы
1
Оформление отчетов о
выполненной работе и
Архивирование проектов по физике.
34.
стендовая информация по
1
итогам защиты проектов.
Формулирование задач на
будущее
Итого:
34
24
11
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 8 класс
Кол-во часов
Дата
№
Наименование раздела
программы
Всег Теория Практи
о
ка
Основные виды учебной
деятельности учащихся
27
Раздел 1
Введение.
Что такое проект? (историческая
справка) Проекты по физике. Техника
безопасности при проведении
экспериментальных работ.
1.
3
3
0
Анализ информации учащимися.
1
Обсуждение опытов и изучение
1
физики наблюдаемых явлений
1.
Составление банка идей проектов;
2.
Обсуждение потребности в данном
проекте;
Погружение в проект
2.
Планирование проектов по физике
3.
1
1
Определение темы и обоснование
выбора проекта
4.
Разработка плана действий,
определение сроков, выбор формы
представления результатов.
Определение групп для проектов.
Формирование проектных групп
4.
1
Распределение обязанностей в каждой
1
группе в зависимости от выбранной
темы исследования.
Раздел 2
Осуществление проектной
деятельности
23
12
11
28
Обсуждение идей будущих
5.
проектов по физике.
1
Обсуждение идей будущих проектов
1
по физике. Обсуждение опытов.
Электрические и тепловые явления
6.
7.
Утверждение тематики проектов
по физике и индивидуальных
планов работы.
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
Лимон - источник тока
Электрический цветок
Поиск, отбор и изучение
информации
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
Бумажная кастрюля
Обсуждение опытов и составление
1
0,5
0,5
проектами.
Поиск, отбор и изучение необходимой
информации в научной литературе и
1
0,5
0,5
исследовательской работы
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
сети Интернет. Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Знакомство с паспортом
8.
индивидуальных планов работы над
Осуществление поиска
1
0,5
0,5
альтернативных вариантов проекта;
Анализ, обоснование выбора наиболее
рационального проекта.
29
Олово на игральной карте
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
Оформление паспорта проекта
9.
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
Кто раньше?
Промежуточный отчёт учащихся о
Оформление паспорта работы
1
0,5
0,5
физики наблюдаемых явлений
Проведение исследования.
выполнении проекта по физике
10.
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
Наэлектризованный стакан
Творческий отчёт учащихся о
1
0,5
0,5
промежутке
Тепловые явления:
Внутренняя энергия.
Работа и теплопередача. Виды
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
Определение выбора материалов,
выполнении проектов на данном
11.
Обсуждение опытов и изучение
плакатов, наглядных пособий для
1
0,5
0,5
реализации проекта. Обсуждение
опытов и изучение физики
наблюдаемых явлений
30
теплопередачи.
Обсуждение альтернатив,
возникающих в ходе выполнения
Составление технологической карты
проекта
12.
Создание прибора по
1
0,5
0,5
на изготовление проектного изделия
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
обнаружению конвекционных
потоков жидкости
Помощь учащимся в подборе
Индивидуальные и групповые
индивидуального визуального
13.
стиля проекта по физике
1
0,5
0,5
Создание прибора по
обнаружению конвекционных
потоков жидкости
консультации по выбору
оптимального варианта выполнения
проекта и его оформления
Контроль соблюдения
14.
Консультация учащихся по
выполнению проектов
Создание прибора по
обнаружению конвекционных
потоков жидкости
технологической последовательности
1
0,5
0,5
и техники безопасности
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
31
Работа учащихся над проектами по
Изготовление наглядных проектных
физике в группе
15.
Изготовить парафиновой игрушки,
1
0,5
0,5
с использованием свечи и
образцов. Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
пластилина.
Самостоятельное выполнение
Самостоятельная работа учащихся
16.
над проектами
наглядных проектных образцов.
1
0,5
0,5
Обсуждение новых понятий и
изучение физики наблюдаемых
Изготовить парафиновой игрушки, с
использованием свечи и пластилина.
явлений
Самостоятельная работа учащихся
над проектами
17.
Закон сохранения энергии в
тепловых процессах.
Преобразование энергии в
тепловых машинах. КПД
тепловой машины.
Экологические проблемы
теплоэнергетики.
Самостоятельное выполнение
наглядных проектных образцов
1
0,5
0,5
Обсуждение новых понятий и
изучение физики наблюдаемых
явлений
32
Самостоятельное выполнение
18.
Работа учащихся над проектами по
физике индивидуально
"Электрические явления в моём
доме"
наглядных проектных образцов
1
0,5
0,5
физики наблюдаемых явлений
Консультация учащихся по
Анализ информации учащимися
выполнению проектов
19.
Экологические проблемы
производства и передачи
электроэнергии в России Развитием
энергетики в Кемеровской области и
охраной окружающей среды
Оформление результатов
1
0,5
0,5
проектной деятельности.
20.
Рациональное использование
топлива. Использование энергии
рек, ветра, приливов, тепла
Земли; энергия Солнца.
Обсуждение опытов и изучение
Обсуждение экологических проблем
Кемеровской области
Оформление результатов работы
1
0,5
0,5
Освещение вопроса рационального
использования топлива
33
Знакомство с правилами
21.
оформления презентаций проектов
Разработка плана оформления защиты
по физике
проекта
1
0,5
0,5
. Управление производством:
роль автоматики, электроники.
Компьютеризация производства.
Роботы. Цехи-автоматы.
Оформление презентаций
производство "
проектов по физике
22.
Средства связи и передача
информации: телеграф, телефон,
радиосвязь, телевидение.
Изучение устройства и принципа
действия телеграфного аппарата.
Круглый стол " Современные наука и
Подготовка материалов для защиты
проекта и его презентации.
1
0,5
0,5
Круглый стол "Современные наука и
производство "
Оформление паспорта проекта по
физике
23.
Средства связи и передача
информации: телеграф, телефон,
радиосвязь, телевидение.
Изучение устройства и принципа
действия телеграфного аппарата.
Оформление творческого проекта и
1
0,5
0,5
его презентации
34
«Предзащита» проектов по физике
24.
25.
1
Самостоятельная работа учащихся над
проектами
Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
Ложка – рефлектор
Посеребренное яйцо
Циркуль или глаз?
Монета или шар?
Подготовка речи выступления для
1
защиты своего творческого проекта
Доработка проектов с учетом
замечаний и предложений
1
1
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
Формирование групп оппонентов.
26.
27.
Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
Вот так лупа
Живая тень Белая и чёрная
бумага
Кто выше
Генеральная репетиция публичной
защиты проектов
Критерии оценки проекта
1
0
1
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
Участие в обсуждении публичной
1
1
защиты;
Анализ ошибок
35
Представление результатов
деятельности и её оценка.
8
8
0
Оценивание
Оценка процесса работы над
индивидуального вклада каждого
проектами по физике
28.
Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
Зелёный чёртик
Не раскупоривая бутылки!
1
1
члена группы в реализацию проекта, в
группе
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
1 .Самооценка реализации
Оценка результатов работы над
оставленных целей.
проектами по физике
29.
30.
Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
Копировальное стекло
Птичка в клетке
Выступление
1
1
2.Анализ достигнутых результатов,
причин успехов и неудач.
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
1
с проектами по физике перед
36
учащимися школы
Выступление с проектами по
31.
физике перед учащимися школ
Выступление с проектами по
32.
физике перед учащимися школы
Выступление с проектами по
33.
физике перед учащимися школы
1
Защита проектов, участие в
1
обсуждении
1
Оформление отчетов о выполненной
Архивирование проектов по
34.
физике.
работе и стендовая информация по
1
итогам защиты проектов.
Формулирование задач на будущее
Итого:
34
23
11
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 9 класс
Дата
Наименование раздела программы
Кол-во часов
Основные виды учебной
37
№
Всего Теория
Раздел 1
Организация проектной деятельности
4
4
Практик
деятельности учащихся
а
0
Цели и задачи курса «Творческая
мастерская по физике». Знакомство с
видами экспериментальных заданий.
1.
Основы кинематики
Механическое движение.
Анализ информации
1
1
учащимися.
Относительность механического
движения. Измерение больших
скоростей: стробоскопический метод
Составление банка идей
проектов;
Планирование проектов по физике
3.
Погружение в проект
Основы кинематики
Обсуждение потребности в
1
1
данном проекте;
Определение темы и
обоснование выбора проекта
Разработка плана действий,
38
определение сроков, выбор
формы представления
результатов.
Определение групп для
проектов.
Формирование проектных групп
Основы кинематики
4.
Распределение
1
1
обязанностей в каждой
группе в зависимости от
выбранной темы
исследования.
Раздел 2
Осуществление проектной
деятельности
23
12
11
Обсуждение идей будущих проектов по
5.
физике.
Обсуждение идей будущих
1
1
Основы динамики
6.
Утверждение тематики проектов по
физике и индивидуальных планов
работы.
Основы динамики
проектов по физике.
Обсуждение опытов.
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
составление
39
индивидуальных планов
работы над проектами.
Поиск, отбор и изучение
необходимой информации
7.
Поиск, отбор и изучение информации
Основы динамики
1
0,5
0,5
в научной литературе и
сети Интернет. Обсуждение
опытов и изучение физики
наблюдаемых явлений
Осуществление поиска
альтернативных вариантов
проекта;
Анализ, обоснование
Знакомство с паспортом
8.
исследовательской работы
Основы динамики
1
0,5
0,5
выбора наиболее
рационального проекта.
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений
40
Оформление паспорта
работы
9.
Оформление паспорта проекта
1
0,5
0,5
Законы сохранения в механике
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений
Проведение исследования.
Промежуточный отчёт учащихся о
10.
выполнении проекта по физике
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
изучение физики
Законы сохранения в механике
наблюдаемых явлений
Определение выбора
материалов, плакатов,
Творческий отчёт учащихся о
11.
выполнении проектов на данном
наглядных пособий для
1
0,5
0,5
промежутке
реализации проекта.
Обсуждение опытов и
Законы сохранения в механике
изучение физики
наблюдаемых явлений
12.
Обсуждение альтернатив, возникающих
1
0,5
0,5
Составление
41
в ходе выполнения проекта
технологической карты на
изготовление проектного
Основы статики и гидростатики
изделия Обсуждение
опытов и изучение физики
наблюдаемых явлений
Индивидуальные и
Помощь учащимся в подборе
13.
индивидуального визуального стиля
групповые консультации по
1
0,5
0,5
проекта по физике
выбору оптимального
варианта выполнения
Основы статики и гидростатики
проекта и его оформления
Контроль соблюдения
технологической
последовательности и
14.
Консультация учащихся по выполнению
проектов
Основы статики и гидростатики
1
0,5
0,5
техники безопасности
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений
42
Изготовление наглядных
проектных образцов.
Работа учащихся над проектами по
15.
физике в группе
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
изучение физики
Основы статики и гидростатики
наблюдаемых явлений
Самостоятельное
выполнение наглядных
Самостоятельная работа учащихся над
16.
проектами
1
проектных образцов.
1
Обсуждение новых
Основы статики и гидростатики
понятий и изучение физики
наблюдаемых явлений
Самостоятельное
17.
Самостоятельная работа учащихся над
выполнение наглядных
проектами
проектных образцов
Механические колебания и волны
1
1
Обсуждение новых
понятий и изучение физики
наблюдаемых явлений
43
Самостоятельное
выполнение наглядных
проектных образцов
18.
Работа учащихся над проектами по физике
индивидуально
Механические колебания и волны
1
0,5
0,5
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений
Анализ информации
учащимися
Консультация учащихся по выполнению
19.
проектов
1
0,5
0,5
Механические колебания и волны
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений
Оформление результатов проектной
20.
деятельности.
1
1
Оформление результатов
работы
Механические колебания и волны
44
Знакомство с правилами оформления
21.
22.
презентаций проектов по физике
Разработка плана
1
оформления защиты
1
Механические колебания и волны
проекта
Оформление презентаций проектов по
Подготовка материалов для
физике
1
1
защиты проекта и его
презентации.
Электрические явления
Оформление паспорта проекта по
23.
физике
1
1
Оформление творческого
проекта и его презентации
Электрические явления
Подготовка речи
«Предзащита» проектов по физике
24.
1
выступления для защиты
1
Электрические явления
своего творческого проекта
Самостоятельная работа учащихся над
25.
проектами
Доработка проектов с
1
1
предложений
Электрические явления
26.
Формирование групп оппонентов.
учетом замечаний и
1
1
Критерии оценки проекта
45
Электрические явления
27.
Генеральная репетиция публичной
защиты проектов
Участие в обсуждении
1
1
публичной защиты;
Анализ ошибок
Представление результатов
деятельности и её оценка.
8
8
0
Оценивание
28.
Оценка процесса работы над проектами
по физике Электромагнитные явления
индивидуального вклада
1
каждого члена группы в
реализацию проекта, в
группе
Самооценка реализации
оставленных целей.
Оценка результатов работы над
29.
проектами по физике
Электромагнитные явления
1
Анализ достигнутых
результатов, причин
успехов и неудач.
46
Выступление
30.
с проектами по физике перед учащимися
1
школы
31.
32.
33.
Выступление с проектами по физике
перед учащимися школ
Выступление с проектами по физике
перед учащимися школы
Выступление с проектами по физике
перед учащимися школы
1
Защита проектов, участие в
1
обсуждении
1
Оформление отчетов о
выполненной работе и
34.
Архивирование проектов по физике.
стендовая информация по
1
итогам защиты проектов.
Формулирование задач на
будущее
Итого:
34
23
11
47