Творческая мастерская по физике

6
















I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам
обучения;
Метапредметными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов
познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать
свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения научной информации.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
7



освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общими предметными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты;

умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул;

умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других
источников;

умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
Частными предметными результатами изучения курса «Творческая мастерская по физике» являются:
— формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности
научного знания;
— формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования
материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
— понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи,
бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;
— развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов
механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
— формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в
том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
8

I.
Введение. Организация проектной деятельности «Творческая мастерская по физике». Техника
безопасности при проведении экспериментальных работ. (4 ч)
Цели и задачи курса «Творческая мастерская по физике». Знакомство с видами экспериментальных заданий.
Технология выполнения экспериментальных заданий. Требования безопасности в кабинете физики. Организация
рабочего места. Основные правила и инструкции по безопасности труда. Что такое проект? (историческая справка).
Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике. Формирование проектных групп.
II.
Осуществление проектной деятельности (22 часа)
Обсуждение идей будущих проектов по физике. Утверждение тематики проектов по физике и индивидуальных
планов работы.
Поиск, отбор и изучение информации.
Опыты с жидкостями и газами:
 Опыт «Спички – лакомки»
 Опыт «Яйцо в солёной воде»
 Опыт «Пять этажей»
 Опыт «Удивительный подсвечник»
 Опыт «Стакан с водой»
 Опыт «Яйцо в графине»
 Опыт «Яйцо в графине»
 Опыт «Подъём тарелки с мылом»
 Опыт «Соединённые стаканы»
 Опыт «Разбейте стакан»
 Опыт «Уроните монетку»
Физика в быту
На этих занятиях учащиеся познакомятся с физическими характеристиками повседневных продуктов питания: соли,
сахарного песка, пшена, картофеля, лука, свёклы, масла подсолнечного, чая и пр.;
Мыльные пузыри и плёнки и опыты с ними:
9

 Мыльные пузыри. Гибкая оболочка мыльных пузырей
 Мал мала меньше
 Снежные цветы
 Превращение мыльного пузыря
 Шар в бочке
 Шар-недотрога
 Свеча, погасни!
 Мыльный винт
Интересные случаи равновесия
Учащиеся познакомятся с физическими и техническими параметрами кухонной посуды; ручного инструмента:
ножниц, иголок, топора, крана водопроводного и т.д.;
 Понятие равновесия.
 Понятие центра тяжести.
 Правило рычага.
 Карандаш на острие
 Поварёшка и тарелка
 Яйцо на бутылке
 Две вилки и монета
 Пятнадцать спичек на одной
 Верёвочные весы
 Парафиновый мотор
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности
человека.
 Монета и бумажное кольцо
 Чур не урони! Шнурок и цепочка
 Какое - крутое? Какое – сырое? Танцующее яйцо
10

 Маятник Фуко Смешная дуэль
Промежуточный отчёт учащихся о выполнении проекта по физике. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе
выполнения проекта. Оформление результатов проектной деятельности.
III. Представление результатов деятельности и её оценка (8 ч)
Оформление паспорта проекта. Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике.
Формирование групп оппонентов. Оценка процесса работы над проектами по физике. Выступление с проектами по
физике перед учащимися школы. Архивирование проектов по физике.
8 класс
Введение. Организация проектной деятельности «Творческая мастерская по физике»
Введение - 3 часа:
Цели и задачи курса «Творческая мастерская по физике». Что такое проект? Знакомство с видами
экспериментальных заданий. Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике.
Формирование проектных групп.
III.
Осуществление проектной деятельности (22 часа)
Обсуждение идей будущих проектов по физике. Учащимся предлагается обсудить следующие темы проектов:
Опыты с теплотой и электричеством
Учащиеся познакомятся с физическими и техническими параметрами электроарматуры: розеток, патронов для
электроламп, предохранительных коробок и т.п.; источников тока гальванических, батареек, стартера, аккумуляторов;
электропотребителей: ламп накаливания, ёлочных гирлянд, люстр, утюгов, холодильников и пр.; средств связи и
воспроизведения информации; некоторых других приборов.
Учащиеся поучаствуют в исследованиях, опытах и экспериментах:
 Лимон - источник тока
 Электрический цветок
 Бумажная кастрюля
11

 Олово на игральной карте
 Кто раньше?
 Наэлектризованный стакан
Молекулярная физика
Учащиеся познакомятся со:
Свойствами газов, свойствами жидкостей. капиллярными явлениями. свойствами кристаллов и аморфных тел.
С понятиями:
 Поверхностное натяжение.
 Внутренняя энергия.
 Работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
 Кипение.
 Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
 Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
 Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Учащиеся сумеют в ходе занятий:
 объяснить, что такое экзотермический, сублимация, аморфный, изотропия, дистиллят, «Перпетуум – мобиле»
 - сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков жидкости
 - экспериментальным путем проверить, какая вода быстрее замерзнет, горячая или холодная?
 Построить график зависимости температуры от времени, измеряя через одинаковые промежутки времени
температуру воды, пока на поверхности одной из них не появится лед.
 - изготовить парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.
Влияние деятельности человека на состояние окружающей среды. Экологические последствия применения
человеком физических открытий
Учащиеся познакомятся и смогут развить в своем проекте одну или несколько тем, связанных с:
 Экологическими проблемами производства и передачи электроэнергии в России Развитием энергетики в
Кемеровской области и охраной окружающей среды
 Экологическими проблемами осуществления неуправляемых и управляемых ядерных реакций
12







Электрическими явлениями в моём доме
Историей развития электроэнергетики в России
Современной электроэнергетической картиной России
Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.
Современные наука и производство. Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация
производства. Роботы. Цехи-автоматы.
 Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение. Изучение устройства и
принципа действия телеграфного аппарата.
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту.
Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии
Ошибки наших глаз. Опыты со светом
Учащиеся познакомятся с законами оптики и впоследствии увидят, продемонстрируют, представят виде проектов и
смогут объяснить с точки зрения законов оптики следующие опыты:
 Ложка – рефлектор
 Посеребренное яйцо
 Вот так лупа
 Живая тень
 Зелёный чёртик
 Не раскупоривая бутылки!
 Копировальное стекло
 Птичка в клетке
 Белая и чёрная бумага
 Кто выше
 Циркуль или глаз?
 Монета или шар?
13

Промежуточный отчёт учащихся о выполнении проекта по физике. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе
выполнения проекта. Оформление результатов проектной деятельности.
III. Представление результатов деятельности и её оценка (3 ч)
Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике. Формирование групп оппонентов. Оценка
процесса работы над проектами по физике. Выступление с проектами по физике перед учащимися школы.
Архивирование проектов по физике.
9 класс
«Творческая мастерская по физике»
Введение - 2 часа:
Цели и задачи курса «Творческая мастерская по физике». Знакомство с видами экспериментальных заданий.
Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике. Формирование проектных групп.
Механика -19 часов
Основы кинематики – 4 часа
Механическое движение. Относительность механического движения. Измерение больших скоростей:
стробоскопический метод, метод Штерна, эффект Доплера.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Ускорение свободного падения.
Учащиеся познакомятся с законами механики и смогут:
 сконструировать прибор для изображения различных траекторий при движении материальной точки
 с помощью рулетки определить координаты точки подвеса комнатного светильника по отношению к системе
отсчета, связанной с одним из нижних углов комнаты
 пользуясь отвесом, секундомером и камнями разной формы и различного объема определите ускорение
свободного падения.
Основы динамики - 5 часа
Учащиеся познакомятся с понятиями динамики:
 Сила – векторная величина.
14

 Сила тяжести.
 Сила упругости. Закон Гука.
 Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки.
 Сила трения. Сложение сил. Центр масс.
и впоследствии смогут:
 изготовить игрушку «Ванька-встанька»,
 изучить устройство и принцип действия «спинера» с учетом законов физики.
Законы сохранения в механике- 3 часа
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.
Закон сохранения механической энергии.
Используя законы сохранения импульса и механической энергии учащиеся
 сконструируют действующую модель реактивной водяной трубы
 смогут познакомиться с эффектом Магнуса и представить проект на эту тему.
Основы статики и гидростатики - 5 часов
Давление жидкости и газа. Движение жидкости по трубам. Закон Бернулли. Подъемная сила крыла. Простые механизмы.
Учащиеся сумеют
 - изготовить макет для демонстрации движения воды по трубам разного сечения
 - изготовить макеты различных видов колодцев
Механические колебания и волны – 5 часов
Колебательное движение. Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.
Учащиеся должны будут разработать проект на одну из тем, связанных с механическими колебаниями и волнами:
 исследовать высоту звука, издаваемого стеклянной бутылкой при различном заполнении её водой
 как найти скорость истечения воды из водопроводного крана, имея цилиндрическую банку, секундомер и штангенциркуль?

15

 при помощи подручных средств получить график колебаний математического маятника в квартире при различных
условиях (при прохождении грузового поезда, электропоезда) и сравнить со шкалой, измеряющей баллы при
землетрясениях.
Электрические явления – 5 часов
Учащиеся познакомятся на более глубоком творческом уровне с понятиями:
 Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
 Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
 Электрический ток в полупроводниках.
 Узнают, что такое:
 р-n переход.
 Донорные, акцепторные примеси.
Полупроводниковый диод.
Смогут создать проект:
 О применении полупроводниковых приборов
 О приборах в доме, в которых можно наблюдать тепловое, химическое и электромагнитное действие
электрического тока. Описать их.
 Изготовление катушки Тесла
 Используя инструкции домашних электроприборов составить таблицу расхода электроэнергии в квартире, доме.
Предложить способы экономии электричества.
Электромагнитные явления – 2 часа
Учащиеся смогут углубить свои знания по темам:
Магнитное поле. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля.
Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока.
Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и
гидроэлектростанциями.
Учащиеся смогут:
 исследовать и продемонстрировать магнитоэлектрические двигатели. Их роль в современном мире.
16

III. Представление результатов деятельности и её оценка (6 ч)
Выступление с проектами по физике перед учащимися школы.

17

V. Тематическое планирование, 7 класс

Кол-во часов

Дата

Основные виды

№

деятельности учащихся
Наименование раздела программы

Всег Теория Практ
о

Раздел 1

1.

2.

3.

Организация проектной деятельности
Что такое проект? (историческая справка)
Проекты по физике. Физика в быту - серия
опытов и их теоретическое обоснование.

Погружение в проект

Планирование проектов по физике

4

ика
4

1

1

1

1

1

1

Учебной деятельности
учащихся

0
Анализ информации
учащимися.
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Составление банка идей
проектов;
Обсуждение потребности в
данном проекте;
Определение темы и
обоснование выбора проекта
Разработка плана действий,
определение сроков, выбор
формы представления
результатов.
18

Определение групп для
проектов.

Формирование проектных групп
Опыты с жидкостями и газами:
 Спички – лакомки»
«Яйцо в солёной воде»

4.

1

1

Распределение обязанностей в
каждой группе в зависимости
от выбранной темы
исследования.

Раздел 2

Осуществление проектной деятельности

23

12

11

Обсуждение идей будущих проектов по
физике.
5.

6.

7.

Опыты с жидкостями и газами:
 «Пять этажей»
 «Удивительный подсвечник»
Утверждение тематики проектов по физике
и индивидуальных планов работы.
Опыты:

Опыт «Стакан с водой»
 Опыт «Яйцо в графине»
 Опыт «Яйцо в графине»
Поиск, отбор и изучение информации
Опыты:

Обсуждение идей будущих
1

1

проектов по физике.
Обсуждение опытов.

Обсуждение опытов и
1

0,5

0,5

составление индивидуальных
планов работы над проектами.

1

0,5

0,5

Поиск, отбор и изучение
19



необходимой информации в

Опыт «Подъём тарелки с мылом»
 Опыт «Соединённые стаканы»
 Опыт «Разбейте стакан»
 Опыт «Уроните монетку»

научной литературе и сети
Интернет. Обсуждение опытов
и изучение физики
наблюдаемых явлений
Осуществление поиска
альтернативных вариантов
проекта;

Знакомство с паспортом

Анализ, обоснование выбора

исследовательской работы
8.

Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
 Мыльные пузыри. Гибкая оболочка
мыльных пузырей

наиболее рационального
1

0,5

0,5

проекта.
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

Оформление паспорта проекта
9.

Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:

1

0,5

0,5

Оформление паспорта работы
Обсуждение опытов и
20





изучение физики наблюдаемых

Шар в бочке
Шар-недотрога

явлений

Промежуточный отчёт учащихся о
Проведение исследования.

выполнении проекта по физике
10.

11.

Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
 Свеча, погасни!
 Мыльный винт

1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

Творческий отчёт учащихся о выполнении

Определение выбора

проектов на данном промежутке

материалов, плакатов,

Мыльные пузыри и плёнки и опыты с
ними:
 Мал мала меньше
 Снежные цветы
 Превращение мыльного пузыря

наглядных пособий для
1

0,5

0,5

реализации проекта.
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений
Составление технологической

Обсуждение альтернатив, возникающих в
12.

ходе выполнения проекта
Интересные случаи равновесия Понятие

1

0,5

0,5

карты на изготовление
проектного изделия
21

Обсуждение опытов и

равновесия.
 Понятие центра тяжести.

изучение физики наблюдаемых

 Опыт "Парафиновый мотор"

явлений

Помощь учащимся в подборе

Индивидуальные и групповые

индивидуального визуального стиля
13.

проекта по физике

консультации по выбору
1

0,5

0,5

Интересные случаи равновесия
 Карандаш на острие
 Поварёшка и тарелка

оптимального варианта
выполнения проекта и его
оформления
Контроль соблюдения
технологической

14.

Консультация учащихся по выполнению
проектов
Интересные случаи равновесия
 Пятнадцать спичек на одной
 Верёвочные весы

последовательности и техники
1

0,5

0,5

безопасности
Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

22

Изготовление наглядных

Работа учащихся над проектами по физике

проектных образцов.

в группе
15.

1

0,5

0,5

Интересные случаи равновесия
 Пятнадцать спичек на одной
 Верёвочные весы

Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

Самостоятельная работа учащихся над
проектами

16.

Инерция и центробежная сила. Волчки и
маятники
Понятие инерции и инертности.
Центробежная сила. Применение данных
физических понятий в жизнедеятельности
человека.

Самостоятельное выполнение
наглядных проектных
1

образцов. Обсуждение новых

1

понятий и изучение физики
наблюдаемых явлений

Самостоятельное выполнение
наглядных проектных образцов

Самостоятельная работа учащихся над
17.

проектами

1

1

Обсуждение новых понятий и
изучение физики наблюдаемых
явлений
23

Самостоятельное выполнение

18.

19.

20.

21.

Работа учащихся над проектами по физике
индивидуально
Инерция и центробежная сила. Волчки и
маятники
 Монета и бумажное кольцо
 Чур не урони! Шнурок и цепочка

наглядных проектных образцов
1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

Консультация учащихся по выполнению

Анализ информации

проектов

учащимися

Инерция и центробежная сила. Волчки и
маятники
 Какое - крутое? Какое – сырое?
Танцующее яйцо
 Маятник Фуко Смешная дуэль
Оформление результатов проектной
деятельности.
Знакомство с правилами оформления
презентаций проектов по физике

1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

1

1

1

1

Оформление результатов
работы
Разработка плана оформления
защиты проекта
24

22.

23.

Оформление презентаций проектов по
физике

Оформление паспорта проекта по физике

Подготовка материалов для
1

защиты проекта и его

1

презентации.
1

1

Оформление творческого
проекта и его презентации
Подготовка речи выступления

24.

«Предзащита» проектов по физике

1

для защиты своего творческого

1

проекта
25.
26.

27.

Самостоятельная работа учащихся над
проектами
Формирование групп оппонентов.
Генеральная репетиция публичной защиты
проектов

1
1

1

Доработка проектов с учетом
замечаний и предложений
Критерии оценки проекта

1

1.

1

1

Участие в обсуждении
публичной защиты;
2.

Представление результатов
деятельности и её оценка.

8

8

Анализ ошибок

0

25

Оценивание
28.

Оценка процесса работы над проектами по
физике

1

индивидуального вклада
каждого члена группы в
реализацию проекта, в группе
1 .Самооценка реализации
оставленных целей.

29.

Оценка результатов работы над проектами
по физике

1

2.Анализ достигнутых
результатов, причин успехов и
неудач.

Выступление
30.

с проектами по физике перед учащимися

1

школы
31.

32.

Выступление с проектами по физике перед
учащимися школ
Выступление с проектами по физике перед
учащимися школы

1

1

Защита проектов, участие в
обсуждении
26

Выступление с проектами по физике перед

33.

учащимися школы

1
Оформление отчетов о
выполненной работе и

Архивирование проектов по физике.

34.

стендовая информация по

1

итогам защиты проектов.
Формулирование задач на
будущее

Итого:

34

24

11

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 8 класс

Кол-во часов

Дата
№

Наименование раздела
программы

Всег Теория Практи
о

ка

Основные виды учебной
деятельности учащихся

27

Раздел 1

Введение.
Что такое проект? (историческая
справка) Проекты по физике. Техника
безопасности при проведении
экспериментальных работ.

1.

3

3

0
Анализ информации учащимися.

1

Обсуждение опытов и изучение

1

физики наблюдаемых явлений
1.

Составление банка идей проектов;

2.

Обсуждение потребности в данном
проекте;

Погружение в проект

2.

Планирование проектов по физике

3.

1

1

Определение темы и обоснование
выбора проекта
4.

Разработка плана действий,

определение сроков, выбор формы
представления результатов.
Определение групп для проектов.
Формирование проектных групп

4.

1

Распределение обязанностей в каждой

1

группе в зависимости от выбранной
темы исследования.

Раздел 2

Осуществление проектной
деятельности

23

12

11
28

Обсуждение идей будущих
5.

проектов по физике.

1

Обсуждение идей будущих проектов

1

по физике. Обсуждение опытов.

Электрические и тепловые явления

6.

7.

Утверждение тематики проектов
по физике и индивидуальных
планов работы.
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
 Лимон - источник тока
 Электрический цветок
Поиск, отбор и изучение
информации
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
 Бумажная кастрюля

Обсуждение опытов и составление
1

0,5

0,5

проектами.

Поиск, отбор и изучение необходимой
информации в научной литературе и
1

0,5

0,5

исследовательской работы
Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":

сети Интернет. Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

Знакомство с паспортом
8.

индивидуальных планов работы над

Осуществление поиска
1

0,5

0,5

альтернативных вариантов проекта;
Анализ, обоснование выбора наиболее
рационального проекта.
29

Олово на игральной карте

Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений

Оформление паспорта проекта
9.

Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
 Кто раньше?
Промежуточный отчёт учащихся о

Оформление паспорта работы
1

0,5

0,5

физики наблюдаемых явлений

Проведение исследования.

выполнении проекта по физике
10.

Опыты и исследования "
Электрические и тепловые
явления":
 Наэлектризованный стакан
Творческий отчёт учащихся о

1

0,5

0,5

промежутке
Тепловые явления:
Внутренняя энергия.
 Работа и теплопередача. Виды

Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
Определение выбора материалов,

выполнении проектов на данном
11.

Обсуждение опытов и изучение

плакатов, наглядных пособий для
1

0,5

0,5

реализации проекта. Обсуждение
опытов и изучение физики
наблюдаемых явлений
30

теплопередачи.
Обсуждение альтернатив,
возникающих в ходе выполнения

Составление технологической карты

проекта
12.

Создание прибора по

1

0,5

0,5

на изготовление проектного изделия
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений

обнаружению конвекционных
потоков жидкости
Помощь учащимся в подборе

Индивидуальные и групповые

индивидуального визуального
13.

стиля проекта по физике

1

0,5

0,5

 Создание прибора по
обнаружению конвекционных
потоков жидкости

консультации по выбору
оптимального варианта выполнения
проекта и его оформления
Контроль соблюдения

14.

Консультация учащихся по
выполнению проектов
 Создание прибора по
обнаружению конвекционных
потоков жидкости

технологической последовательности
1

0,5

0,5

и техники безопасности
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
31

Работа учащихся над проектами по
Изготовление наглядных проектных

физике в группе
15.

Изготовить парафиновой игрушки,

1

0,5

0,5

с использованием свечи и

образцов. Обсуждение опытов и
изучение физики наблюдаемых
явлений

пластилина.
Самостоятельное выполнение
Самостоятельная работа учащихся
16.

над проектами

наглядных проектных образцов.
1

0,5

0,5

Обсуждение новых понятий и
изучение физики наблюдаемых

Изготовить парафиновой игрушки, с
использованием свечи и пластилина.

явлений

Самостоятельная работа учащихся
над проектами

17.

 Закон сохранения энергии в
тепловых процессах.
 Преобразование энергии в
тепловых машинах. КПД
тепловой машины.
Экологические проблемы
теплоэнергетики.

Самостоятельное выполнение
наглядных проектных образцов
1

0,5

0,5

Обсуждение новых понятий и
изучение физики наблюдаемых
явлений

32

Самостоятельное выполнение

18.

Работа учащихся над проектами по
физике индивидуально
"Электрические явления в моём
доме"

наглядных проектных образцов
1

0,5

0,5

физики наблюдаемых явлений

Консультация учащихся по

Анализ информации учащимися

выполнению проектов
19.

Экологические проблемы
производства и передачи
электроэнергии в России Развитием
энергетики в Кемеровской области и
охраной окружающей среды
Оформление результатов

1

0,5

0,5

проектной деятельности.
20.

 Рациональное использование
топлива. Использование энергии
рек, ветра, приливов, тепла
Земли; энергия Солнца.

Обсуждение опытов и изучение

Обсуждение экологических проблем
Кемеровской области

Оформление результатов работы
1

0,5

0,5

Освещение вопроса рационального
использования топлива

33

Знакомство с правилами

21.

оформления презентаций проектов

Разработка плана оформления защиты

по физике

проекта
1

0,5

0,5

 . Управление производством:
роль автоматики, электроники.
Компьютеризация производства.
Роботы. Цехи-автоматы.
Оформление презентаций

производство "

проектов по физике
22.

 Средства связи и передача
информации: телеграф, телефон,
радиосвязь, телевидение.
Изучение устройства и принципа
действия телеграфного аппарата.

Круглый стол " Современные наука и

Подготовка материалов для защиты
проекта и его презентации.
1

0,5

0,5
Круглый стол "Современные наука и
производство "

Оформление паспорта проекта по
физике
23.

 Средства связи и передача
информации: телеграф, телефон,
радиосвязь, телевидение.
Изучение устройства и принципа
действия телеграфного аппарата.

Оформление творческого проекта и
1

0,5

0,5

его презентации

34

«Предзащита» проектов по физике
24.

25.

1
Самостоятельная работа учащихся над
проектами
Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
 Ложка – рефлектор
 Посеребренное яйцо
 Циркуль или глаз?
 Монета или шар?

Подготовка речи выступления для

1

защиты своего творческого проекта

Доработка проектов с учетом
замечаний и предложений
1

1

Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений

Формирование групп оппонентов.

26.

27.

Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
 Вот так лупа
 Живая тень Белая и чёрная
бумага
 Кто выше
Генеральная репетиция публичной
защиты проектов

Критерии оценки проекта
1

0

1

Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений

Участие в обсуждении публичной
1

1

защиты;
Анализ ошибок
35

Представление результатов
деятельности и её оценка.

8

8

0
Оценивание

Оценка процесса работы над

индивидуального вклада каждого

проектами по физике
28.

Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
 Зелёный чёртик
 Не раскупоривая бутылки!

1

1

члена группы в реализацию проекта, в
группе
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений
1 .Самооценка реализации

Оценка результатов работы над

оставленных целей.

проектами по физике
29.

30.

Ошибки наших глаз. Опыты со
светом
 Копировальное стекло
 Птичка в клетке
Выступление

1

1

2.Анализ достигнутых результатов,
причин успехов и неудач.
Обсуждение опытов и изучение
физики наблюдаемых явлений

1

с проектами по физике перед
36

учащимися школы
Выступление с проектами по

31.

физике перед учащимися школ
Выступление с проектами по

32.

физике перед учащимися школы
Выступление с проектами по

33.

физике перед учащимися школы

1
Защита проектов, участие в

1

обсуждении

1
Оформление отчетов о выполненной

Архивирование проектов по

34.

физике.

работе и стендовая информация по

1

итогам защиты проектов.
Формулирование задач на будущее

Итого:

34

23

11

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 9 класс

Дата

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Основные виды учебной

37

№

Всего Теория
Раздел 1

Организация проектной деятельности

4

4

Практик

деятельности учащихся

а
0

Цели и задачи курса «Творческая
мастерская по физике». Знакомство с
видами экспериментальных заданий.
1.

Основы кинематики
Механическое движение.

Анализ информации
1

1

учащимися.

Относительность механического
движения. Измерение больших
скоростей: стробоскопический метод
Составление банка идей
проектов;
Планирование проектов по физике
3.

Погружение в проект
Основы кинематики

Обсуждение потребности в
1

1

данном проекте;
Определение темы и
обоснование выбора проекта
Разработка плана действий,
38

определение сроков, выбор
формы представления
результатов.
Определение групп для
проектов.
Формирование проектных групп
Основы кинематики

4.

Распределение
1

1

обязанностей в каждой
группе в зависимости от
выбранной темы
исследования.

Раздел 2

Осуществление проектной
деятельности

23

12

11

Обсуждение идей будущих проектов по
5.

физике.

Обсуждение идей будущих
1

1

Основы динамики

6.

Утверждение тематики проектов по
физике и индивидуальных планов
работы.
Основы динамики

проектов по физике.
Обсуждение опытов.

1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
составление
39

индивидуальных планов
работы над проектами.
Поиск, отбор и изучение
необходимой информации
7.

Поиск, отбор и изучение информации
Основы динамики

1

0,5

0,5

в научной литературе и
сети Интернет. Обсуждение
опытов и изучение физики
наблюдаемых явлений
Осуществление поиска
альтернативных вариантов
проекта;
Анализ, обоснование

Знакомство с паспортом
8.

исследовательской работы
Основы динамики

1

0,5

0,5

выбора наиболее
рационального проекта.
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений

40

Оформление паспорта
работы
9.

Оформление паспорта проекта

1

0,5

0,5

Законы сохранения в механике

Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений
Проведение исследования.

Промежуточный отчёт учащихся о
10.

выполнении проекта по физике

1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
изучение физики

Законы сохранения в механике

наблюдаемых явлений
Определение выбора
материалов, плакатов,

Творческий отчёт учащихся о
11.

выполнении проектов на данном

наглядных пособий для
1

0,5

0,5

промежутке

реализации проекта.
Обсуждение опытов и

Законы сохранения в механике

изучение физики
наблюдаемых явлений

12.

Обсуждение альтернатив, возникающих

1

0,5

0,5

Составление
41

в ходе выполнения проекта

технологической карты на
изготовление проектного

Основы статики и гидростатики

изделия Обсуждение
опытов и изучение физики
наблюдаемых явлений
Индивидуальные и
Помощь учащимся в подборе
13.

индивидуального визуального стиля

групповые консультации по
1

0,5

0,5

проекта по физике

выбору оптимального
варианта выполнения

Основы статики и гидростатики

проекта и его оформления
Контроль соблюдения
технологической
последовательности и

14.

Консультация учащихся по выполнению
проектов
Основы статики и гидростатики

1

0,5

0,5

техники безопасности
Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений

42

Изготовление наглядных
проектных образцов.

Работа учащихся над проектами по
15.

физике в группе

1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
изучение физики

Основы статики и гидростатики

наблюдаемых явлений
Самостоятельное
выполнение наглядных

Самостоятельная работа учащихся над
16.

проектами

1

проектных образцов.

1

Обсуждение новых

Основы статики и гидростатики

понятий и изучение физики
наблюдаемых явлений
Самостоятельное

17.

Самостоятельная работа учащихся над

выполнение наглядных

проектами

проектных образцов

Механические колебания и волны

1

1
Обсуждение новых
понятий и изучение физики
наблюдаемых явлений

43

Самостоятельное
выполнение наглядных
проектных образцов
18.

Работа учащихся над проектами по физике
индивидуально
Механические колебания и волны

1

0,5

0,5

Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений

Анализ информации
учащимися
Консультация учащихся по выполнению
19.

проектов

1

0,5

0,5

Механические колебания и волны

Обсуждение опытов и
изучение физики
наблюдаемых явлений

Оформление результатов проектной
20.

деятельности.

1

1

Оформление результатов
работы

Механические колебания и волны
44

Знакомство с правилами оформления
21.

22.

презентаций проектов по физике

Разработка плана
1

оформления защиты

1

Механические колебания и волны

проекта

Оформление презентаций проектов по

Подготовка материалов для

физике

1

1

защиты проекта и его
презентации.

Электрические явления
Оформление паспорта проекта по
23.

физике

1

1

Оформление творческого
проекта и его презентации

Электрические явления
Подготовка речи

«Предзащита» проектов по физике
24.

1

выступления для защиты

1

Электрические явления

своего творческого проекта

Самостоятельная работа учащихся над
25.

проектами

Доработка проектов с
1

1

предложений

Электрические явления
26.

Формирование групп оппонентов.

учетом замечаний и

1

1

Критерии оценки проекта
45

Электрические явления

27.

Генеральная репетиция публичной
защиты проектов

Участие в обсуждении
1

1

публичной защиты;
Анализ ошибок

Представление результатов
деятельности и её оценка.

8

8

0
Оценивание

28.

Оценка процесса работы над проектами
по физике Электромагнитные явления

индивидуального вклада
1

каждого члена группы в
реализацию проекта, в
группе
Самооценка реализации
оставленных целей.

Оценка результатов работы над
29.

проектами по физике
Электромагнитные явления

1

Анализ достигнутых
результатов, причин
успехов и неудач.

46

Выступление
30.

с проектами по физике перед учащимися

1

школы
31.

32.

33.

Выступление с проектами по физике
перед учащимися школ
Выступление с проектами по физике
перед учащимися школы
Выступление с проектами по физике
перед учащимися школы

1
Защита проектов, участие в

1

обсуждении

1
Оформление отчетов о
выполненной работе и

34.

Архивирование проектов по физике.

стендовая информация по

1

итогам защиты проектов.
Формулирование задач на
будущее

Итого:

34

23

11

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».