1. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых
целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст
в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли
учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при
непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных
действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование
умений
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные
функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений
устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
2. Содержание
5 класс (17 ч.)
Введение (1ч.) Своеобразие родной литературы.
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
«Устное народное творчество» (1ч.)
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа
Русские народные сказки (1ч.)
Волшебные сказки
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Бытовые сказки. «Солдатская шинель»
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Древнерусская литература (1ч.)
Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря». Жанр хождения в древнерусской литературе.
Из литературы XVIII века (1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».
Из литературы XIX века (2ч.)
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Поэтический образ Родины (2ч.)
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег» (1ч)
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь» (1ч)
Литература XX века (4ч.)
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща» (1ч)
Гайдар А.П. «Горячий камень» (1ч.)
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы» (1ч.)
Пришвин М.М. «Остров спасения» (1ч.)
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века (1ч.)
Рубцов Н.М. «Родная деревня», Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»,
Самойлов Д. «Сказка», Берестов В. «Почему-то в детстве…»
Творческие работы: №1 по разделу «Устное народное творчество»; №2 – по разделам «Древнерусская литература», «Из литературы XVIII
века», «Из литературы XIX века», №3 – по разделу «Литература XX века».
Контрольная работа (проект) №1- по курсу 5 класса
6 класс (17 ч.)
Введение. Своеобразие родной литературы (1ч.)
Значимость чтения и изучения родной литературы как способ познания жизни.
Русский фольклор (1ч.)
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, бескорыстного служения Отечеству.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений
Древнерусская литература (1ч.)
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Литература XIX века (3ч.)
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (1ч.)
(главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их реализовать. Нравственное испытание
Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (1ч.)
Роль семьи в воспитании ребёнка
Н. Лесков «Человек на часах» (1ч)
Открытость и честность, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
Поэтический образ Родины (2ч.)
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы
«Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворении
Литература XX века (5ч.)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна» (1ч.)
Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка» (1ч)
Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася» (1ч)
Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение» (1ч.)
Взрослые и дети.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора» (1ч)
Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни
Стихи о прекрасном и неведомом (2ч.)
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»,
А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной
природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Творческие работы (2ч.): №1 по разделу «Устное народное творчество»; №2 – письменный ответ на проблемный вопрос по разделам
«Древнерусская литература», «Литература XIX века», «Литература XX века» (защита проекта)
7 класс (17 ч.)
Русский фольклор (1ч.)
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор - богатырь» Тема защиты родной земли.
Древнерусская литература (1ч.)
«Моления Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
Литература XVIII века (1ч.)
А.Сумароков. «Эпиграмма». Жанр эпиграммы. Эпиграмма как вид сатирической литературы.
Литература XIX века (5ч.)
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» (1ч.) Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца» (1ч.)
И.С.Тургенев. «Бурмистр» (1ч.). Влияние крепостного права на людей.
А.П.Чехов. «Размазня» (1ч.). «Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн. «Изумруд» (1ч) Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Литература XX века (7ч.)
А.Аверченко. «Вечером» (1ч) Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие» (1ч). Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
М.Зощенко. «Галоша» (1ч.). Средства создания комического в рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка» (1ч) Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» (1ч) Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Срезал» (1ч) Глеб Капустин как воплощение воинствующего невежества.
Е.Носов. «Трудный хлеб» (1ч.). Уроки нравственности в рассказе.
Творческие работы (2ч.): №1 – письменный ответ на проблемный вопрос по разделам «Русский фольклор»; «Древнерусская литература»,
«Литература XVIII века», «Литература XIX века», №2 - письменный ответ на проблемный вопрос по разделу «Литература XX века»
(защита проекта)
8 класс (17 ч.)
Введение.(1ч) Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.
Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Из устного народного творчества (1ч.)
Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений
Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
Древнерусская литература (1ч.)
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей (1ч.)
Литература XVIII века (1ч.)
Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия».
Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Литература XIX века (2ч.)
А.С.Пушкин «Пиковая дама» (1ч.)
Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического
Н.П.Вагнер "Христова детка" или Павел Засодимский «В метель и вьюгу» (1ч.)
Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя"
Поэзия 19 века (2ч.)
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин" (1ч.)
Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя (1ч.)
Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Проза о Великой Отечественной войне (1ч)
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы) (1ч.) - Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.
Современная литература (1ч.)
Проза о подростках и для подростков.
Н. Назаркин «Мандариновые острова»
(фрагменты - повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть и
фантазировать.
Творческие работы (7ч.): №1по разделу «Из устного народного творчества», №2 - по разделу «Древнерусская литература», №3 - по разделу
«Литература XVIII века», №4 и №5 - по разделу «Литература XIX века», №6 - по разделу «Проза о Великой Отечественной войне», №7 - по
разделу «Современная литература. Проза о подростках и для подростков» (защита проекта)
9 класс (16 ч.)
Древнерусская литература (1ч.)
Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина» (1ч.) Тема единения Русской земли.
Из литературы XVIII века (2ч.)
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина (1ч.)
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова (1ч.)
Из литературы XIX (2ч.)
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» (1ч.)
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа (1ч.)
Из литературы XX века (11ч.)
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень» (1ч.)
А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям русском человеке (1ч.)
Ф.Искандер. «Мальчик и война». Изображение современных военных конфликтов. Характеры героев. Интернационализм, милосердие, осуждение
войны (1ч.)
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
(1ч.)
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком (1ч.)
К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Психологизм рассказа. Проблема взаимоотношений детей и родителей. Отношение Насти к матери
А.Грин. «Зеленая лампа» (1ч.) Что нужно человеку для счастья.
Екимов Б.П. «Ночь исцеления» (1ч.) Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня» (1ч.) Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро» (1ч.). Проблема отсутствия понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя (1ч.)
3. Тематическое планирование
5 класс
№
Тема
Основное содержание темы
Количество часов
Теория
1
Своеобразие
родной
Родная литература как национально-культурная
Практик
деятельности ученика (на уровне
а
учебных действий)
осознание значимости чтения и
1
ценность народа
изучения родной литературы для
литературы
2
Русский фольклор
Характеристика основных видов
своего дальнейшего развития
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная
1
1
видеть черты русского
богатырская сказка героического содержания. Тема
национального характера в героях
мирного труда и защиты родной земли.
русских сказок
«Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель», — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и
бытовых сказках
3
Древнерусская
Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря»
характеризовать отдельные эпизоды
1
литература
российской истории с помощью
произведений древнерусской
литературы
4
Из литературы
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только
XVIII века
дневный шум умолк…»
осознанно воспринимать
1
художественное произведение в
единстве формы и содержания
5
Из литературы
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и
XIX века
сыновья». Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
1
1
выбирать путь анализа произведения,
адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста
6
Поэтический образ
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Родины
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»
1
1
воспринимать художественный текст
как произведение искусства,
послание автора читателю,
современнику и потомку
Контроль
7
Литература XX
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Гайдар А.П.
века
«Горячий камень». Пантелеев Л. «Шкидские
2
2
характеризовать нравственную
позицию героев
рассказы». Пришвин М.М. «Остров спасения»
8
Родная природа
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
в произведениях
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
поэтов ХХ века
Самойлов Д. «Сказка».
1
1
формулировать художественную
идею произведения
Берестов В. «Почему-то в детстве…»
9
Контрольная
Контроль
1
1
формирование умений воспринимать,
работа за курс 5
анализировать, критически оценивать
класса
и интерпретировать прочитанное
Тест
6 класс
№
Тема
Основное содержание темы
Количество часов
Теория
1
Своеобразие
родной
Значимость чтения и изучения родной литературы
Практик
деятельности ученика (на уровне
а
учебных действий)
осознание значимости чтения и
1
как способ познания жизни
изучения родной литературы для
литературы
2
3
Русский фольклор
Характеристика основных видов
своего дальнейшего развития
Воплощение в фольклорных произведениях
1
1
пересказывать сказку, чётко выделяя
национального характера, народных нравственных
сюжетные линии, не пропуская
ценностей, бескорыстного служения Отечеству.
значимых композиционных
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
элементов, используя в своей речи
Выразительное чтение произведения. Характеристика
характерные для сказки
героев фольклорных произведений
художественные средства
Древнерусская
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.
характеризовать отдельные эпизоды
литература
Образное отражение жизни в древнерусской
российской истории с помощью
литературе
произведений древнерусской
1
литературы
4
Литература XIX
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы
века
«Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их
2
1
формулировать вопросы для
размышления;
Контроль
реализовать. Нравственное испытание. Ф.М.
участвовать в диспуте и отстаивать
Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в воспитании
свою позицию
ребёнка. Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и
честность, уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.
5
Поэтический
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это
образ Родины
слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю
словесного искусства и его
тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой.
воплощение в других видах
«Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и
искусства, аргументировано
его отношение к родине в строках лирических
оценивать их
1
1
сопоставлять произведение
стихотворений
6
Литература XX
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Глубина человеческих
века
чувств и способы их выражения в литературе. А.И.
характеристику поступкам героев в
Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание
различных ситуациях;
3
2
давать психологическую
чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».
Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам. А. Алексин «Домашнее
сочинение». Взрослые и дети. Р.П. Погодин «Время
говорит – пора». Герои-подростки и их
взаимоотношения с родителями в литературе и в
жизни
7
Стихи о
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да
прекрасном и
снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А.
неведомом
Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А.
1
1
выразительно читать произведения
лирики
Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и
радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».
Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания
8
Контрольная
Контроль
1
формирование умений воспринимать,
Тест
работа за курс 6
анализировать, критически оценивать
класса
и интерпретировать прочитанное
7 класс
№
Тема
Основное содержание темы
Количество часов
Теория
1
Русский фольклор
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша
1
Характеристика основных видов
Практик
деятельности ученика (на уровне
а
учебных действий)
1
учитывая жанрово-родовые признаки
Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор - богатырь»
произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного
чтения
2
3
Древнерусская
«Моления Даниила Заточника» - памятник
литература
гражданственности, духовности и нравственности.
российской истории с помощью
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в
произведений древнерусской
произведениях древнерусской литературы
литературы
Литература XVIII
А. Сумароков. «Эпиграмма». Жанр эпиграммы в
века
сатирической литературе
1
1
характеризовать отдельные эпизоды
создавать собственный текст
1
аналитического и
интерпретирующего характера в
различных форматах
4
Литература XIX
И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
века
Историческая основа басен. А.С. Пушкин. «Скупой
художественное произведение в
рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». И.С.
единстве формы и содержания;
3
2
осознанно воспринимать
Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на
людей. А.П. Чехов. «Размазня». «Смех сквозь слезы».
А.И. Куприн «Изумруд»
5
Литература XX
А. Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего
века
творчества писателя. Сатирические произведения.
адекватный жанрово-родовой
Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений
природе художественного текста;
между своими и чужими. М. Зощенко. «Галоша».
4
3
выбирать путь анализа произведения,
Контроль
Средства создания комического в рассказе.
Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная
проблема красоты. В. Астафьев. «Мальчик в белой
рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. В.
Шукшин. «Срезал». Глеб Капустин как воплощение
воинствующего невежества. Е. Носов. «Трудный
хлеб». Уроки нравственности
6
Контрольная
Контроль
формирование умений воспринимать,
работа за курс 7
анализировать, критически оценивать
класса
и интерпретировать прочитанное
Тест
8 класс
№
Тема
Основное содержание темы
Количество часов
Теория
1
2
Введение
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.
Характеристика основных видов
Практик
деятельности ученика (на уровне
а
учебных действий)
осознание значимости чтения и
1
Значение художественного произведения в культурном
изучения родной литературы для
наследии страны
своего дальнейшего развития
Из устного
Фольклорные традиции в русской литературе. Роль
народного
народных песен Народные песни как средство
национального характера в героях
творчества
раскрытия идейного содержания произведений
русских народных песен
1
1
видеть черты русского
Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить
хорошо»)
3
Древнерусская
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» -
литература
памятник литературы в форме путевых записей
1
характеризовать исторических
персонажей прочитанных
произведений
4
Литература XVIII
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».
века
Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная
как произведение искусства,
«русская истинная повесть». Система образов
послание автора читателю,
1
воспринимать художественный текст
современнику и потомку
Контроль
5
Литература XIX
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и
века
судьба» в идейном содержании произведения. Система
позицию героев;
образов-персонажей, сочетание в них реального и
формулировать художественную
символического планов, значение образа Петербурга.
идею произведения;
Н.П.Вагнер "Христова детка" или Павел Засодимский
формулировать вопросы для
«В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив
размышления
3
1
характеризовать нравственную
"божественного дитя"
6
Поэзия 19 века
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".
1
1
давать психологическую
Исторический рассказ о героическом поступке князя
характеристику поступкам героев в
М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
различных ситуациях
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое
произведение писателя. Тонкий юмор и грустный смех
писателя
7
Проза о Великой
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -
Отечественной
Изображение жизни мальчишек во время
аналитического и
войне
Великой Отечественной войны
интерпретирующего характера в
1
1
создавать собственный текст
различных форматах
8
Современная
Н. Назаркин «Мандариновые острова»
литература.
(фрагменты) - повесть о мальчишках, которые едва ли
аналитического и
Проза о
не большую часть своей жизни проводят в больнице,
интерпретирующего характера в
подростках и для
но это не мешает им играть и фантазировать
различных форматах
1
1
создавать собственный текст
подростков
9
Контрольная
Контроль
1
1
формирование умений воспринимать,
работа за курс 8
анализировать, критически оценивать
класса
и интерпретировать прочитанное
Тест
9 класс
№
Тема
Основное содержание темы
Количество часов
Теория
Практик
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
Контроль
а
1
Древнерусская
Особенности развития древнерусской литературы.
Литература
«Задонщина». Тема единения Русской земли
учебных действий)
формировать вывод о пафосе и идеях
1
произведений древнерусской
литературы
2
Из литературы
«История государства Российского» (фрагмент).
XVIII века
«Уважение к минувшему» в исторической хронике
художественное произведение в
Н.М.Карамзина.
единстве формы и содержания;
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В.
выбирать путь анализа произведения,
К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова
адекватный жанрово-родовой
1
1
осознанно воспринимать
природе художественного текста
3
4
Из литературы
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин
XIX века
А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
как произведение искусства;
ночная…».
характеризовать нравственную
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
позицию героев;
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство
выразительно читать произведения
чувств героя рассказа
лирики
1
1
воспринимать художественный текст
Из литературы XX
И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи».
века
«Холодная осень».
как произведение послание автора
А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог
читателю;
рассуждениям русском человеке.
характеризовать нравственную
Ф. Искандер. «Мальчик и война». Изображение
позицию героев;
современных военных конфликтов. Характеры героев.
формулировать художественную
Интернационализм, милосердие, осуждение войны
идею произведения;
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние
формулировать вопросы для
раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах
размышления;
современного общества и о судьбе России.
участвовать в диспуте и отстаивать
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
свою позицию;
Безнравственность забвения человека человеком.
давать психологическую
Психологизм рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
характеристику поступкам героев в
Проблема взаимоотношений детей и родителей.
различных ситуациях;
7
4
воспринимать художественный текст
Отношение Насти к матери.
создавать собственный текст
А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для
аналитического и
счастья.
интерпретирующего характера в
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба
различных форматах
человека в годы Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из
основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора.
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти,
долга, ответственности, непреходящей человеческой
жизни в изображении писателя
5
Контрольная
Контроль
1
формирование умений воспринимать,
работа за курс 9
анализировать, критически оценивать
класса
и интерпретировать прочитанное
Тест