1.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
1.1Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и само- образованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые
приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности,
сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной
направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими
упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и
соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать
правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках,
учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами
во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями: — в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого
старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в
длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м; — в метаниях на дальность и на
меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с
соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать
малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м; — в гимнастических и акробатических упражнениях:
выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в
длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести
элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов,
включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и
поворот в упор стоя на одном колене (девочки); — в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и
борьбы в партере и в стойке (юноши); — в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты,
координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в
длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную
физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
1.2 Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания
и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих
результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать
их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного
использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками,
исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно -массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до
собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и
наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови- тельной
физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм
занятий.
1.3 Предметные результаты:
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и
регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью
(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей
организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники
безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной
деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести
наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее
воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб,
определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий,
приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических
качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями,
доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и
правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной
направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических
способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать,
как их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения,
капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их
функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики,
использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и
развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные
направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими
упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений,
развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать
задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в
зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального
отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку
в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять
ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами,
контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в
процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств;
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках;
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой
деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе
прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского
движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу
российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между
развитием физических качеств и основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с
физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и
физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических
походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях
здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта
2. Содержание
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие
личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение
положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма,
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о
физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом
индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и
досуговой деятельности.
С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания
из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», Иностранный
язык», «Музыка» и др.
Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные
Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования
техники безопасности и бережного отношения к природе.
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и
планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная
подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека
Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим
развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и
спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подготовка к занятиям физической культурой. Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной
подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга
средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и
устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных
оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие
основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата,
центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические
упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на
перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения
на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки). Легкая атлетика: беговые упражнения.
Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, минифутбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Национальные виды спорта: технико-тактические действия и
правила. Лыжные гонки: передвижение на лыжах разными способами. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание,
ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы
препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка.
Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами
акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).
3. Тематическое планирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 классы
№
Тема
Основное содержание по темам
п
/п
Количество
Характеристика основных видов деятельности
часов
ученика (на уровне учебных действий)
теория
Контроль
практика
Раздел 1. Знания о физической культуре
1
1.1. История
Олимпийские игры
физической
древности. Возрождение игр процессе
культуры
В
и
Называть виды спорта, входящие в
зимние и летние Олимпийские игры
по
истории и
ур
олимпийского движения.
Знания
современному
ока
Олипийскому
движению
2
Физическая подготовка и её
1.2.
связь
Физическая
культура
(основные
здоровья,
с
развитием
укреплением
физических
качеств, ГТО
Здоровье и здоровый образ
понятия)
жизни.
1
Определять
ситуации
требующие
Знания
применения правил предупреждения травматизма. комплексе
Характеризовать
основные
формы
занятий (утренняя зарядка, закаливание, уроки
физической культурой, занятия
секциях)
в спортивных
ГТО
о
1.3
Физическая
культура
человека.
Режим дня, его основное
содержание и правила
В
процессе
планирования.
Закаливание организма.
Правила безопасности и
гигиенические требования.
физической культурой на
ур
ока
Раскрывать положительное влияние занятий
безопасности на
укрепление здоровья, улучшение физической
подготовленности
Формулировать
правила Здорового образа жизни.
Знания о правилах
уроках
основные физической
культуры
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ситуац
Опреде
2.1 Организация и
Подготовка к занятиям
В процессе
ии,
лять
требу
проведение
физической культурой.
урока и
Выбор упражнений и
х
ения
утренней
правил
предупреждения
гимнастики и
травматизм
занятий
физической
примен
ющие
самостоятельны
самостоятельных
Комплексы
составление индивидуальных
занятий
а.
физкультминуток
со
Опреде
культурой.
комплексов для утренней
став
лять
спорти
зарядки, физкультминуток,
вной
одежд
ы в
зависимости
Физкультпауз
от
времени
г
погодн
ода
ых и
услови
й
за
Использов
2.2.Оценка
Самонаблюдение и
В процессе
нятия
ать
физиче
эффективности
самоконтроль физической
урока и
самостоятельны
занятий
физической
культурой.
ской
подготовленности
Выполнение требований
х
занятий
культу
рой
д
ля
Карта физической
подготовленности и
повы
шения
физиче
ур
овня
ГТО
ской
комплекса ГТО
подготовленности
Выполнять
комплексы
физиче
ских
упражнени
й,
тренирующ
ей и
корригирую
щей
направленно
сти
Раздел 3. Физическое совершенствование
Выполнять
3.1.Физкультурно-
Оздоровительные формы
В режиме
комплексы
Комплексы
упраж
оздоровительная
занятий в режиме учебного
учебного дня и
деятельность
дня и учебной недели.
учебной недели
нений
упражнения на
физкультминутки для
гимнастической
профилакти
ки
скамейке
утомления крупных
Со скакалкой
На
(туловища) и мелких
(пальцев) мышечных
стенке
шведской
групп.
Состав
и
лять
регуля
рно
обновл
ять
индивидуаль
ный
компл
екс
утренн
ей
заря
дки
и
з
ране
е
разученных
упражнений
по
образцу.
выполня
ть
общеразвивающи
е
упражнен
ия,
н
воздействующие а
раз
витие
осно
вных
физических
качеств
Выполнять
3.2. Спортивно-
Легкая атлетика, гимнастика
В режиме
разученные
беговые,
оздоровительная
с основами акробатики,
учебного дня и
прыжковые
упражнения в игровой
деятельность с
спортивные игры,
учебной недели
и
соревновательно
общеразвивающей
направленностью
конькобежная подготовка
й
деятельно
сти.
осно
Выполня
вные
ть
технические действия
и
при
и
ёмы
гры
в
баск
усло
етбол
виях
в
уче
игро
бной
войи
деятельно
сти;
Осваива
ть
универсал
ьные
уме
ния
по
взаимодействию
пар
ах и
в
группах
при
разучива
нии
и
выполнен
ии
упражнен
ий
и
з
различных
видов
Соблюда
прав
спорта
3.2.1. Лёгкая
Беговые упражнения.
В процессе
15
ила
ть
тех
атлетика
Бег на короткие дистанции
урока и
ники
безопасно
сти
самостоятельны
Бег на средние дистанции
Техника и
выполнен
х
при ии
результат в беге
на
легкоатлетически
Прыжковые упражнения
занятий
х
30-60м;
упражнен
Метание малого мяча
ий
прыжки в длину
с
Выполнять
разученные
места и разбега;
беговые, прыжковые
бег на средние
упражнения в игровой
дистанции – 500
и
–
соревновательной
1000 м
деятельнос
ти.
Метание мяча на
Выявлять
характерные
дальность
ошибки в технике
выполнения беговых и
прыжковы
х
упражнений,
метания
на
даль
ность
3.2.2. Гимнастика с
Организующие команды и
В процессе
Техника
10
основами
акробатики
пр
Соблюдат
приёмы.
урока и
самостоятельны
Акробатические упражнения х
авила
ь
техн
ики
акробатических
упр.
безопасно
сти
и комбинаций;
выполне
и комбинации.
занятий
при нии
Упражнения на
акробатиче
Ритмическая гимнастика
ских
и
перекладине и
гимнастиче
(девочки).
ских
брусьях разной
упражнени
Опорные прыжки.
й.
Упражнения и комбинации на
высоты
Прыжки через
Осваивать
универсаль
гимнастическом бревне
ные
ения
по
(девочки).
ум
взаимодействию
в
х и
группах
при
разучивани
гимнастической перекладине
и
упражнени
(мальчики).
й.
Выя
Упражнения и комбинации на
и
влять
гимнастических брусьях:
характеризовать
оши
упражнения на параллельных
бки
пр
и
выполнени
брусьях (мальчики);
и
акробатиче
упражнения на разновысоких
ских
и
гимнастиче
брусьях (девочки).
силовое
многоборье
пара
Упражнения и комбинации на
скакалку
ских
упражнени
й.
Проявлять качества
силы, координации и
выносливости при
выполнени
и
гимнастиче
ских
упражне
ний
Выполнять
3.2.3.
Стойка игрока и
В процессе
14
разученные
Техника и
технические
Баскетбол
передвижения
урока и
приемы
самостоятельны
Ловля и передача мяча
х
результат
игры
в
баскетбол в
ловли и передачи
стандартных
Ведение мяча
занятий
и
игровых
мяча
двумя
руками;
усл
Броски мяча в кольцо
овиях.
ведения мяча по
Взаимодействова
Учебная игра
в
ть
п
арах
гру
ппахи
прямой и с
п
ри
изменением
выполне
нии
направления;
техниче
ских
дейст
вий
из
броска в кольцо с
спортивных
игр.
места и после
Осваив
ведения
ать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время учебной и
игровой деятельности
Выполнять
3.2.4. Волейбол
Стойка игрока и
В процессе
14
разученные
Техника и
технические
передвижения
урока и
приемы
самостоятельны
Передачи мяча двумя руками х
результат
игры в волейбол
в
передачи двумя
стандартных
сверху и снизу
занятий
и
игровых
руками снизу и
усл
Подача мяча
овиях.
сверху над собой
Взаимодействова
Учебная игра с элементами
в
ть
п
волейбола
арах
гру
ппахи
п
ри
выполне
нии
техниче
ских
дейст
вий
из
спортивных
игр.
Осваив
ать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время учебной и
игровой деятельности
Основные
3.2.5. Лыжная
способы
передвижения на лыжах,
В процессе
14
Техника
техника выполнения спусков,
подготовка
подъемов, поворотов, торможений.
урока и
скольжения на
самостоятельны
х
лыжах
занятий
Общефизическая
3.2.6. Упражнения
подготовка.
В процессе
В процессе
Тестирование
Характеризовать
Выполнение
общеразвивающей
уровня
нормативов
урока и
урока
основные показатели
самостоятельны
направленности
комплекса ГТО
Развитие гибкости,
х
физической
физическ
подготовленност
ой
занятий
и
подготовленности
Выполнение
Тестиро
координации движений,
нормативов
вать
показател
силы, выносливости.
и
быстроты
осно
вных
физических качеств
Осваивать умения
выполнят
ь
универсал
ьные
физическ
ие
упражнен
ия.
Развиват
ь
индивидуальные
комплекса ГТО
физические качества и
способно
сти
Прикладно3.2.7. Прикладно-
ориентированные
упражнения,
ориентированная
Развиват
В процессе
В процессе
урока и
урока
Выполнение
ь
нормативы
ГТО
индивидуальные
нормативов
физические качества и
комплекса ГТО
самостоятельны
х
подготовка
способности в лазании
занятий
и
перелезании, прыжках
Итого 68 ч
1
67
6 классы
Количество часов
№
Тема
Основное содержание
Характеристика
основных видов
п
/п
по темам
практик
теория
деятельности ученика
а
(на уровне учебных
действий)
Раздел 1. Знания о физической культуре
Контроль
В
1.1.
Олимпийские игры
1История
урока
процессе
Называть
спорта,
древности.
Знания
по
истории и
входящие
физической
виды
в
зимние и
современному
летние
культуры
Возрождение игр и
Олимпийские
Олипийскому
и
олимпийского
гры
движению
движения.
О
1.2.
2Физическая
Физическая
подготовка
и
культура
(основные
понятия)
и,
ь
её
связь
ситуаци
пределят
с
тр
укреплением
комплексе
применен
ебующие ия
здоровья,
ГТО
правил
развитием
предупреждения
физических
качеств,
травматизма.
Характериз
ГТО
Здоровье
овать
и
1
ос
Знания
формы
о
здоровый
новные
з
анят
образ жизни.
(утрення
ий
я
з
арядк
а,
закаливание,
у
роки
физическ
ой
ку
за
льтурой, нятия
в
спортивных
секциях)
1.3
Физическая
культура
человека.
Режим
дня,
его
основное
содержание
правила
В
урока
и
процессе
Знания
Раскрывать
правилах
положительное
влияние
занятий
планирования.
физической
безопасности на
уроках
физической
Закаливание
организма.
Правила
безопасности и
о
культурой на
укрепление
здоровья,
культуры
улучшение
гигиенические
физической
подготовлен
требования.
ности
Формулиро
вать
основные
правила
Здорового
образа
жизни.
Раздел
2.
Способы
двигательной
(физкультурной)
деятельности
О
Подготовка
2.1
Организация и
к
занятиям
В
процессе
урока
проведение
и
Выбор упражнений
и
ных
тр
культурой.
самостоятель
и,
ь
физической
ситуаци
пределят
самостоятельн
ых
Комплексы
применен
ебующие ия
утренней
правил
предупреждения
гимнастики и
физкультминут
занятий
составление
занятий
травматизма.
ок
О
пределят
физической
индивидуальных
состав
ь
сп
культурой.
комплексов для
од
ортивной ежды
в
зависимости
утренней зарядки,
времени
г
физкультминуток,
от
ода
погодны
х и
усло
физкультпауз
вий
В
2.2.Оценка
процессе
Самонаблюдение и урока
физи
самоконтроль
и
ческой
самостоятельн
занятий
нятия
вать
эффективност
и
за
Использо
физической
ых
физической
культ
урой
для
повышения
подготовленности
занятий
у
ровня
ческой
Выполнение
культурой.
требований
подготовленности
Выполнять
комплекса ГТО
комплексы
физи
ческих
упражнен
ий,
тренирую
щей и
корригир
ующей
подготовленност
ии
физи
физической
Карта
ГТО
направлен
ности
Раздел
3.
Физическое
совершенствование
3.1.Физкульту
Выполнять
Оздоровительные
рно-
В режиме
учебного дня
оздоровитель
формы занятий в
ная
комплексы
режиме
и
учебного
деятельность дня и
упра
жнений
учебной
недели
Комплексы
упражнения на
физкультминутки
для
гимнастической
профилак
учебной недели.
тики
скамейке
утомления
крупных
(туловища)
Со скакалкой
и
мелких
стенке
(пальцев)
мышечных
груп
п.
Сост
авлять
На
и
шведской
регу
лярно
обнов
лять
индивидуа
льный
комп
лекс
утрен
ней
заряд
ки
и
з
р
анее
разученных
упражнений
по
образцу.
выпо
лнять
общеразвивающие
упражнен
ия,
воздейству
ющие
н
а
разв
итие
основ
ных
физических
качеств
Выполнять
3.2.
Спортивнооздоровитель
Легкая атлетика,
гимнастика
основами
ная
деятельность
общеразвиваю
разученные
учебного дня
и
беговые,
прыжковые
учебной
недели
упражнения
соревнователь
ной
деятель
направленнос
тью
в
игровой и
игры,
конькобежная
щей
с
акробатики,
спортивные
с
В режиме
подготовка
ности.
осн
Выпол
овные
нять
технические
действия и
пр
иёмы
и
гры
бас
кетбол
в
усл
овиях
в
уче
бной
игр
овой
и
деятель
ности;
Осваив
ать
универса
льные
уме
ния
по
взаимодействию
пар
ах и
в
группах
при
разучив
ании
и
выполн
ении
упражн
и
ений
з
различных
видов
спорта
Беговые
3.2.1. Лёгкая
упражнения.
В
процессе
урока
15
вила
дать
тех
атлетика
Бег на короткие
и
ники
самостоятельн
дистанции
Бег на средние
ых
безопасн
ости
пр
и
занятий
пра
Соблю
Техника и
выполне
нии
легкоатлетиче
результат
беге на
30-60м;
в
ских
упражн
дистанции
ений
Прыжковые
мяча
места
разученные
малого
в
длину с
Выполнять
упражнения
Метание
прыжки
и
разбега;
беговые,
прыжковые
бег на средние
упражнения
в
игровой и
дистанции
–
500 –
соревнователь
ной
1000 м
деятель
Метание мяча
ности.
на
Выявлять
характерные
ошибки
технике
выполнения
беговых и
прыжко
вых
упражнений,
метания на
дальность
в
дал
ьность
3.2.2.
Гимнастика с
Организующие
команды
В
процессе
урока
Техника
10
пр
Соблюда
основами
и приёмы.
и
самостоятельн
акробатики
Акробатические
ых
авила
ть
тех
ники
занятий
х упр.
безопас
ности
п
упражнения и
акробатически
ри
и комбинаций;
выполн
ении
Упражнения
на
акробати
комбинации.
ческих
Ритмическая
гимнастика
и
гимнасти
перекладине и
брусьях
ческих
разной
упражне
(девочки).
ний.
высоты
Осваива
Опорные прыжки.
Прыжки через
ть
универса
Упражнения и
льные
у
мения
по
комбинации на
взаимодействию в
скакалку
силовое
многоборье
гимнастическом
бревне
п
арах
гр
уппах
и
п
ри
разучива
(девочки).
нии
упражне
Упражнения и
ний.
Вы
комбинации на
и
являть
характеризо
гимнастической
вать
перекладине
(мальчики).
ош
ибки
п
ри
выполне
Упражнения и
нии
акробати
комбинации на
ческих
и
гимнасти
гимнастических
ческих
брусьях:
упражнения на
параллельных
брусьях
(мальчики);
упражне
ний.
Проявлять
качества
силы,
упражнения
координации и
выносливости
на разновысоких
при
выполне
брусьях (девочки).
нии
гимнасти
ческих
упражне
ний
В
Стойка игрока и
3.2.3.
процессе
урока
Выполнять
14
разученные
Техника и
технические
Баскетбол
передвижения
и
Ловля и передача
самостоятельн
мяча
ых
приемы
результат
игры
в
ловли
баскетбол в
передачи
стандартных
Ведение мяча
Броски
мяча
кольцо
занятий
и
игровых
в
и
мяча
двумя
руками;
усл
ведения мяча
овиях.
по
Взаимодейство
Учебная игра
в
вать
п
арах
гр
уппах
и
прямой и с
п
ри
изменением
выполне
нии
направления;
техниче
ских
дейст
вий
из
броска в кольцо с
спортивных
игр.
места и после
Осваив
ведения
ать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время учебной и
игровой деятельности
В
3.2.4. Волейбол
Стойка игрока и
процессе
урока
Выполнять
14
разученные
Техника и
технические
передвижения
и
приемы
результат
игры в волейбол
Передачи мяча двумя
самостоятельных
в
передачи двумя
стандартных
руками сверху и снизу
занятий
и
игровых
руками снизу и
условия
Подача мяча
х.
сверху над собой
Взаимодействова
Учебная игра с
в
ть
парах
элементами волейбола
группах
и
п
ри
выполне
нии
техниче
ских
дейст
вий
из
спортивных
игр.
Осваив
ать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время учебной и
игровой деятельности
Основные
3.2.5. Лыжная
способы
передвижения на лыжах,
техника
В
процессе
урока
Техника
14
выполнения
спусков, подъемов, поворотов,
подготовка
торможений.
и
скольжения на
самостоятельных
лыжах
занятий
В
3.2.6.
Упражнения
Общефизическая
процессе
урока
урока
направленности
процессе
Характеризова
Тестирование
ть
основные
общеразвивающе
й
В
подготовка.
и
Выполнение
самостоятельных
показатели
физичес
уровня
физической
подготовленност
нормативов
кой
и
подготовленност
комплекса ГТО
занятий
и
Выполнение
Тестиро
Развитие гибкости,
координации
движений,
нормативов
вать
показате
ли
основ
ных
физических
силы, выносливости.
качеств
комплекса ГТО
быстроты
Осваивать умения
выполнять
универсальные
физические
упражнения.
Развивать
индивидуальные
физические качества и
способности
В
3.2.7.
Прикладно-
Прикладно-
процессе
урока
В
процессе
урока
Развивать
Выполнение
и
индивидуальные
нормативов
самостоятельных
физические качества и
комплекса ГТО
ориентированна
ориентированные
я
упражнения,
подготовка
нормативы
способности в лазании
ГТО
занятий
и
перелезании, прыжках
Итого 68 ч
1
67
- 7 классы
Количество часов
№
Тема
Основное содержание по
п
/п
Характеристика
те
основных видов
мам
прак
теория
тика
Контроль
деятельности ученика (на
уровне учебных действий)
Раздел 1. Знания о физической культуре
Олимпийские
1
1.1. История
игры
Называть виды спорта,
и
В процессе урока
физической
культуры
Знания по истории
древности.
входящие в зимние и
современному
олимпийского
движения.
движению
Физическая подготовка
2
1.2. Физическая
ситуации
Опреде
и
лять
Знания о комплексе
,
требую
её связь с укреплением
культура (основные
щие
примене
ния
пра
здоровья, развитием
понятия)
физических
вил
качеств,
ГТО
предупрежден
ия
травмати
ГТО
зма.
Характеризов
Здоровье и здоровый
ать
осн
образ жизни.
овные
ф
ормы
зан
ятий
(утр
1
зар
енняя
ядка,
закалива
уро
ние,
ки
физичес
кой
культуро
й,
зан
ятия
спортивн
ых в
сек
циях)
Раскры
1.3 Физическая
Режим дня, его основное
В процессе урока
вать
Знания о правилах
культура человека.
содержание и правила
положительное влияние
безопасности на
планирования.
занятий физической
уроках физической
Закаливание организма.
культурой на укрепление
культуры
Правила безопасности и
здоровья, улучшение
физичес
гигиенические
кой
подготовленно
требования.
сти
Формулировать основные
правила Здорового образа
жиз
ни.
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ситуации
Опреде
2.1 Организация и
Подготовка к занятиям
В процессе урока
лять
требую
проведение
физической культурой.
и
щие
примене
ния
пра
самостоятельных
Выбор упражнений и
самостоятельных
вил
Комплексы утренней
,
гимнастики и
предупрежден
ия
физкультминуток
травмати
занятий физической
составление
занятий
зма.
сос
Опреде
культурой.
индивидуальных
комплексов
утренней
тав
лять
для
спортив
ной
одежды
в
зависим
зарядки,
физкультминуток,
физкультпауз
ости
о
т
вре
мени
года и погодных условий
занят
Использова
2.2.Оценка
Самонаблюдение и
В процессе урока
эффективности
самоконтроль физической
и
ия
ть
Карта физической
физической культурой для
подготовленности и
уров
занятий физической
подготовленности
самостоятельных
повышения ня
занятий
физической
ГТО
Выполнение
культурой.
требований
комплекса ГТО
подготовленности
Выполнять комплексы
физических упражнений,
тренирующе
йи
корригирую
щей
направленно
сти
Раздел 3. Физическое совершенствование
3.1.Физкультурно-
Оздоровительные формы
В режиме
Выполнять комплексы
Комплексы
оздоровительная
занятий в режиме
учебного дня и
упражнений
упражнения на
деятельность
учебного дня и учебной
учебной недели
физкультминутки для
гимнастической
профилактики утомления
скамейке
недели.
крупных (туловища) и
Со скакалкой
мелких
(пальцев)
На шведской стенке
мышечных групп.
Составлять
регул
и
ярно
обновлять
индивидуаль
ный
комп
лекс
утренней зарядки из ранее
разученных упражнений по
образцу.
выполнять
общеразвивающие
упражнения,
воздействую
щие
на
осно
развитие
вных
физических качеств
3.2. Спортивно-
Легкая атлетика,
В режиме
Выполнять разученные
оздоровительная
гимнастика с основами
учебного дня и
беговые, прыжковые
деятельность с
акробатики, спортивные
учебной недели
упражнения в игровой и
общеразвивающей
игры, конькобежная
соревновательной
деятельност
направленностью
подготовка
и.
Выпол
основные
нять
технич
де
еские
йствия
и
приёмы игры в баскетбол в
услови
уче
ях
бной
и
игровой
деятельности;
универсальн
Осваи
ые
вать
умения по взаимодействию
в парах и группах при
разучивании и выполнении
упраж
нений
из
различных
видов спорта
3.2.1.
атлетика
Лёгкая
Соблю
1
Беговые упражнения.
В процессе урока 5
правила
дать
техники
Бег на короткие
и
безопасности
п
ри
Техника
результат
выпол
дистанции
самостоятельных
Бег на средние дистанции
занятий
нении
легкоатлетических
Прыжковые
упражнения
в беге на 30-60м;
прыжки в длину с
упраж
нений
места и разбега;
и
Метание малого мяча
Выполнять разученные
бег на средние
беговые,
прыжковые
дистанции – 500 –
упражнения в игровой
и
1000 м
соревновательной
Метание мяча на
деятельности.
дальность
Выявлять
характерные
ошибки в технике
выполнения беговых
и
прыжковых упражнений,
метания
на
дальность
Организующие
3.2.2. Гимнастика с
команды
1
В процессе урока 0
Техника
основами
акробатики
акробатических упр.
Соблю
и приёмы.
и
правила
дать
техники
Акробатические
самостоятельных
безопасности
и
п
ри
комбинаций;
выпол
упражнения и
комбинации.
занятий
нении
Упражнения на
акробатических
и
перекладине и
Ритмическая
гимнастика
(девочки).
гимнастических
брусьях разной
упражн
высоты
ений.
универсальн
Осваи
Опорные прыжки.
вать
ые
Прыжки через
Упражнения и
умения по взаимодействию
скакалку
комбинации на
в парах и группах при
силовое многоборье
гимнастическом бревне
разучивании упражнений.
Выя
(девочки).
и
влять
Упражнения и
характеризовать ошибки
выполне
комбинации на
при
нии
гимнастической
акробатических
и
перекладине
(мальчики).
гимнастических
упражнен
Упражнения и
ий.
комбинации на
Проявлять качества силы,
гимнастических
координа
брусьях:
ции и
упражнения на
выносливости при
выполнен
параллельных брусьях
ии
(мальчики);
упражнения
на
гимнастических
разновысоких
упражнен
брусьях
ий
(девочки).
Техника
1
3.2.3.
Стойка игрока и
В процессе урока 4
Выполнять разученные
Баскетбол
передвижения
и
технические приемы игры в
результат
ловли и передачи
и
Ловля и передача мяча
самостоятельных
баскетбол в стандартных и
мяча двумя руками;
Ведение мяча
занятий
игровых условиях.
ведения мяча по
Взаимодействоват
Броски мяча в кольцо
в
ь
пара
Учебная игра
х
гр
и
п
уппах
ри
выполнен
ии
изменением
техниче
ских
дейс
твий
направления;
и
з
прямой и с
спортив
ных
броска в кольцо с
места
игр.
и
после
ведения
Осваивать универсальные
умения управлять
эмоциями
во
время
учебной и игровой
деятельн
ости
Техника
1
3.2.4. Волейбол
Стойка игрока и
В процессе урока 4
Выполнять разученные
передвижения
и
технические приемы игры в
результат
передачи двумя
руками
Передачи мяча двумя
самостоятельных
волейбол в стандартных и сверху
руками сверху и снизу
занятий
игровых условиях.
над собой
Взаимодействоват
Подача мяча
ь
и
в
снизу
и
пара
Учебная игра с
х
и
группах
при
выполне
элементами волейбола
нии
техничес
ких
дейс
твий
и
з
спортив
ных
игр.
Осваивать универсальные
умения управлять
эмоциями во время
учебной и игровой
деятельн
ости
Основные
3.2.5. Лыжная
способы
передвижения на лыжах,
техника
В процессе урока
Техника
14
выполнения
спусков, подъемов, поворотов,
подготовка
торможений.
и
скольжения на
самостоятельных
лыжах
занятий
Тестирование
3.2.6. Упражнения
Общефизическая
В процессе урока
В
Характеризовать
уровня
процес
общеразвивающей
подготовка.
и
направленности
Выполнение
самостоятельных
се
урока
основные показатели
физической
физичес
подготовленности
нормативов
комплекса ГТО
кой
занятий
подготовленности
показате
Тестиро
Развитие гибкости,
ли
вать
осно
координации движений,
вных
Выполнение
нормативов
физичес
ких
комплекса ГТО
каче
силы, выносливости.
ств
быстроты
Осваивать умения
выполнять универсальные
физические упражнения.
Разв
ивать
индивидуальные
физические качества и
способн
ости
Разв
3.2.7. Прикладно-
Прикладно-
В процессе урока
В
Выполнение
ивать
процес
ориентированная
ориентированные
и
подготовка
упражнения, нормативы
самостоятельных
ГТО
занятий
се
урока
индивидуальные
нормативов
физические качества и
комплекса ГТО
способности в лазании и
перелезании, прыжках
Итого 68 ч
1
67
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 8 классы
Количество часов
Тема
№
Характеристика
Основное содержание по
п
основных видов
/п
темам
прак
теория
Контроль
тика
деятельности ученика (на
уровне учебных действий)
Раздел 1. Знания о физической культуре
Знания по истории
1
1.1. История
Олимпийские игры
Называть виды спорта,
и
древности.
входящие в зимние и
современному
летние Олимпийские игры
Олипийскому
физической
культуры
В процессе урока
Возрождение игр и
олимпийского
движения.
движению
Физическая подготовка
2
1.2. Физическая
ситуаци
Определ
и
и,
ять
Знания о комплексе
требую
её связь с укреплением
культура (основные
щие
ния
пра
здоровья, развитием
понятия)
физических
вил
качеств,
примене
предупрежден
ия
травмати
ГТО
зма.
Здоровье и здоровый
образ жизни.
Характеризовать
1
осн
формы
ГТО
овные
занятий
(утр
енняя
зарядка,
закалива
ние,
уроки
физичес
кой
культуро
й,
зан
ятия
спортив
ных в
сек
циях)
Раскры
1.3 Физическая
Режим дня, его основное
В процессе урока
Знания о правилах
культура человека.
содержание и правила
положительное влияние
безопасности на
планирования.
занятий физической
уроках физической
Закаливание организма.
культурой на укрепление
культуры
Правила безопасности и
здоровья, улучшение
вать
физичес
гигиенические
кой
требования.
подготовленности
Формулировать основные
правила Здорового образа
жиз
ни.
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ситуа
Опреде
2.1 Организация и
Подготовка к занятиям
В процессе урока
ции,
лять
требую
проведение
физической культурой.
и
щие
применен
ия
прав
самостоятельных
Выбор упражнений и
самостоятельных
Комплексы утренней
ил
гимнастики и
предупрежден
ия
физкультминуток
травмат
занятий физической
составление
занятий
изма.
соста
Опреде
культурой.
индивидуальных
комплексов
в
лять
для
спортив
утренней
ной
о
дежды
зависим
зарядки,
ости
физкультминуток,
в
о врем
т ени
года и погодных условий
физкультпауз
занят
Использова
2.2.Оценка
Самонаблюдение и
В процессе урока
ия
ть
Карта физической
физической
эффективности
самоконтроль физической
и
д
культурой
ля
повыше
занятий физической
подготовленности
самостоятельных
ния
Выполнение
культурой.
требований
комплекса ГТО
уров
ня
физичес
занятий
подготовленности и
кой
подготовленности
ГТО
Выполнять
комплексы
физических упражнений,
тренирующе
йи
корригирую
щей
направленно
сти
Раздел 3. Физическое совершенствование
Выполнять
3.1.Физкультурно-
Оздоровительные формы
В режиме
комплексы
Комплексы
упражн
оздоровительная
занятий в режиме
учебного дня и
ений
упражнения на
физкультминутки
деятельность
учебного дня и учебной
учебной недели
для
недели.
гимнастической
профилактики утомления
скамейке
крупных (туловища)
и
Со скакалкой
мелких
На
(пальцев)
стенке
мышечных групп.
регул
Состав
ярно и
лять
обно
влять
шведской
индивидуаль
ный
комп
лекс
утренней зарядки из ранее
разученных упражнений по
обра
зцу.
выпол
нять
общеразвивающие
упражн
ения,
н
воздействующие
а
развит
ие
основных
физических качеств
Выполнять
3.2. Спортивно-
Легкая атлетика,
В режиме
оздоровительная
гимнастика с основами
учебного дня и
разученные
беговые, прыжковые
упражнения в игровой
деятельность с
акробатики, спортивные
учебной недели
и
общеразвивающей
игры, конькобежная
соревновательной
направленностью
подготовка
деятельности.
Выпол
основные
нять
технич
дей
еские
ствия
и
приёмы игры в баскетбол в
услови
учеб
ях
ной
и
игровой
деятельности;
универсальн
Осваи
вать
ые
умения по взаимодействию
в парах и группах при
разучивании и выполнении
упраж
нений
из
различных
видов спорта
3.2.1.
атлетика
Лёгкая
Соблю
1
Беговые упражнения.
В процессе урока 5
правила
дать
Техника
Бег на короткие
и
техники безопасности при результат
выпол
дистанции
самостоятельных
Бег на средние дистанции
занятий
нении
легкоатлетических
Прыжковые
упражнения
в беге на 30-60м;
прыжки в длину с
упраж
нений
места и разбега;
Выполнять
Метание малого мяча
разученные
беговые, прыжковые
бег на средние
дистанции – 500 –
упражнения в игровой
и
1000 м
соревновательной
Метание мяча на
деятельности.
дальность
Выявлять
характерные
ошибки в технике
выполнения беговых
и
и
прыжковых
упражнений,
метания
на
дальность
3.2.2. Гимнастика
Организующие
команды
с
В
процессе
урока
1
Техника
0
основами
акробатики
акробатических
Собл
и приёмы.
и
самостоятельн
Акробатические
ых
правила
юдать
т
ехники
безопас
ности
упр. и
п
ри
комбинаций;
выпо
упражнения и
занятий
лнении
комбинации.
Упражнения на
акробатических
и
перекладине и
Ритмическая
гимнастика
гимнастических
брусьях разной
упраж
(девочки).
нений.
высоты
универсал
Осва
Опорные прыжки.
ивать
ьные
умения
Упражнения и
Прыжки через
по
взаимодействию
в парах и группах
комбинации на
при
скакалку
силовое
многоборье
гимнастическом
бревне
разучивании
упражнений.
Выя
(девочки).
и
влять
характеризовать
Упражнения и
ошибки
п
комбинации на
ри
гимнастической
выполне
нии
акробатических
перекладине
(мальчики).
гимнастических
упраж
Упражнения и
нений.
Проявлять
комбинации на
качества
силы,
гимнастических
брусьях:
координации и
выносливости
упражнения на
при
параллельных
брусьях
выпо
лнении
(мальчики);
упражнения
гимнастических
и
на
разновысоких
упра
брусьях
жнений
(девочки).
В
Стойка игрока и
3.2.3.
процессе
урока
4
разученные
передвижения
и
Ловля и передача
самостоятельн
мяча
ых
и
результат
технические
Баскетбол
Техника
Выполнять
1
приемы
игры в
ловли
и
передачи
баскетбол
в
стандартных и
мяча
двумя
руками;
игровых
Ведение мяча
Броски
мяча
кольцо
занятий
условиях.
в
ведения мяча по
Взаимодейство
в
вать
п
Учебная игра
арах
гру
ппах
и
выпо
лнении
ри
изменением
техничес
действий
и
гр.
п
ких
спортивных
прямой и с
направления;
из
броска в кольцо
с
места
ведения
и
после
Осваивать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время
учебной
и
игровой
деятель
ности
В
Стойка игрока и
3.2.4. Волейбол
процессе
урока
14
разученные
Передачи
и
мяча
двумя
ых
руками
сверху
снизу
приемы
игры в
самостоятельн
передачи двумя
волейбол
в
стандартных и
и
руками снизу и
сверху
игровых
занятий
условиях.
над собой
Взаимодейство
Подача мяча
в
вать
пар
Учебная игра с
элементами
ах
и
и
результат
технические
передвижения
Техника
Выполнять
гр
уппах
выполн
п
ри
технич
волейбола
ении
еских
дей
ствий
и спорти
з вных
игр
.
Осваивать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время
учебной
и
игровой
деятель
ности
В
процессе
урока
3.2.5. Лыжная
14
Техника
Основные способы
подготовка
передвижения на лыжах,
и
скольжения на
техника выполнения
спусков,
подъемов,
поворотов, торможений.
самостоятельн
ых
лыжах
занятий
В
3.2.6.
Упражнения
Общефизическая
процессе
урока
В
направленности
подготовка.
и
Выполнение
самостоятельн
нормативов
ых
ссе
уровня
ать
проце
общеразвивающе
й
Тестирование
Характеризов
основные
показатели
физической
физиче
подготовленнос
урока ской
ти
подготовленно
комплекса ГТО
занятий
сти
Выполнение
показат
Тестир
Развитие гибкости,
координации
движений,
осн
овных
силы,
выносливости.
ели
овать
физиче
ских
кач
еств
Осваивать
быстроты
умения
выполнять
универсальные
физические
упражнения.
нормативов
комплекса ГТО
Раз
вивать
индивидуальные
физические качества
и
способ
ности
В
3.2.7. Прикладно-
Прикладно-
процессе
Раз
урока
В
Выполнение
вивать
проце
ориентированная
подготовка
ориентированные
и
упражнения,
самостоятельн
нормативы
ых
ссе
индивидуальные
физические качества
урока и
комплекса ГТО
способности
ГТО
занятий
лазании и
перелезании,
прыжках
Итого 68 ч
1
67
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 9 класс
Основное
№
Тема
содержание по
нормативов
Количество часов
Характеристика
основных видов
в
п
/п
темам
прак
теория
тика
деятельности ученика
Контроль
(на
уровне
учебных
действий)
Раздел 1. Знания о физической культуре
Называть
1
Олимпийские игры
1.1. История
виды
спорта,
Знания
по
истории и
физической
древности.
культуры
В
процессе
входящие в зимние и
урока
Возрождение игр и
современному
летние Олимпийские
игры
Олипийскому
олимпийского
движения.
движению
Физическая
2
1.2. Физическая
подготовка и
её
культура
(основные
ии,
елять
связь
ситуац
Опред
с
укреплением
примен
ения
пра
здоровья, развитием
понятия)
вил
физических качеств,
ГТО
комплексе
требую
щие
предупрежд
ения
травма
тизма.
Знания
ГТО
о
Здоровье
и
здоровый
Характеризовать
осн
образ жизни.
овные
формы
занятий
(ут
1
ренняя
зарядка
,
закалив
ание,
уроки
физиче
ской
культу
рой,
зан
ятия
спорти
вных
в
сек
циях)
Режим
1.3 Физическая
основное
дня,
его
В
урока
процессе
Раскр
ывать
Знания о правилах
культура
человека.
содержание
и
положительное
правила
влияние
безопасности на
занятий
планирования.
физической
Закаливание
уроках физической
культурой
организма.
на
укрепление
Правила
культуры
здоровья,
безопасности и
улучшение
физиче
гигиенические
ской
подготовленност
требования.
и
Формулировать
основные
правила
Здорового
образа
ж
изни.
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
2.1 Организация
и
Подготовка
занятиям
к
В
урока
процессе
ситуац
Опреде
лять
ии,
Комплексы
утренней
физической
проведение
требую
культурой.
и
Выбор упражнений
самостоятельных и
щие
самостоятельн
ых
ения
п
равил
гимнастики и
предупрежд
ения
физкультминуток
травмат
занятий
физической
примен
составление
занятий
изма.
Опреде
культурой.
индивидуальных
комплексов
состав
лять
для
спорти
утренней
о
вной
дежды
зависи
зарядки,
от
мости
времени
года
физкультминуток,
в
и
погодных
условий
физкультпауз
В
2.2.Оценка
процессе
Самонаблюдение и урока
физической
и
культурой
самостоятельн
подготовленности
ых
требований
ния
ля
уровня
физиче
занятий
д
подготовленности
и
повыше
Выполнение
культурой.
Карта физической
физической
занятий
физической
я
овать
самоконтроль
эффективности
заняти
Использ
ской
ГТО
подготовленност
комплекса ГТО
и
Выполнять
комплексы
физических
упражнений,
тренирующей и
корригирующей
направленности
Раздел 3. Физическое совершенствование
Оздоровительные
3.1.Физкультурно
Выполнять
формы
-
В режиме
комплексы
Комплексы
упражн
оздоровительная
занятий в режиме
учебного
деятельность
учебной
дня
учебного дня и
и
ений
учебной
недели
упражнения на
физкультминутк
и для
гимнастической
профилактики
недели.
утомления
скамейке
крупных
(туловища) и
Со скакалкой
мелких
На
(пальцев)
стенке
мышечных
групп.
регу
Соста
лярно
и
влять
обно
влять
индивидуа
льный
ком
плекс
утренней зарядки из
ранее
разученных
упражнений по
образ
цу.
выпо
лнять
общеразвивающ
ие
упраж
шведской
нения,
воздейству
н
ющие
а
разви
осно
тие
вных
физических
качеств
Выполнять
3.2. Спортивно-
Легкая атлетика,
гимнастика
В режиме
с
беговые,
оздоровительная основами
учебного дня и
акробатики,
деятельность с
разученные
спортивные
прыжковые
учебной
недели
упражнения
игровой и
соревновательно
общеразвивающе
игры, конькобежная
й
й
деятельно
направленность
ю
в
подготовка
сти.
осно
Выпо
вные
лнять
техни
ческие
де
йствия
приёмы
баскетбол в
игры
и
в
услов
уче
иях
бной
и
игровой
деятельности;
универсал
Осва
ьные
ивать
умения
по
взаимодействию
в парах и группах
при
разучивании
и
выполнении
упра
жнений
и
з
разл
ичных
видов
спорта
3.2.1.
атлетика
Лёгкая
Беговые
упражнения.
В
процессе
урока
5
прав
Собл
1
ила
юдать
техники
Бег на короткие
и
безопасности
самостоятельн
дистанции
ых
п
ри
и
результат
выпо
лнении
Техника
в беге на 3060м;
Бег
на
средние
дистанции
легкоатлетич
занятий
еских
Прыжковые
мяча
с
упра
упражнения
Метание
прыжки в длину
жнений
малого
места и разбега;
Выполнять
разученные
бег на средние
дистанции – 500
беговые, прыжковые
упражнения
–
в
игровой и
1000 м
соревновате
льной
Метание
на
деятельност
и.
дальность
Выявлять
характерные
ошибки
в
технике
выполнения беговых
и
прыжковых
упражнений,
метания на дальность
мяча
Организующие
3.2.2. Гимнастика
команды
с
В
процессе
урока
Техника
9
основами
пр
Собл
и приёмы.
акробатики
и
самостоятельн
Акробатические
ых
авила
юдать
акробатических
упр. и
техники безопасности
при
комбинаций;
выпо
упражнения и
занятий
лнении
Упражнения на
акробатичес
комбинации.
ких
Ритмическая
гимнастика
и
перекладине и
гимнастиче
ских
брусьях разной
упраж
(девочки).
нений.
высоты
универсал
Осва
Опорные прыжки.
ьные
ивать
умения
Упражнения и
Прыжки через
по
взаимодействию
скакалку
в парах и группах
комбинации на
гимнастическом
бревне
при
многоборье
разучивании
упражнений.
(девочки).
силовое
Выя
и
влять
о
характериз
Упражнения и
шибки
овать
выполне
комбинации на
при нии
акробатичес
гимнастической
ких
перекладине
(мальчики).
и
гимнастиче
ских
упраж
Упражнения и
нений.
Проявлять
комбинации на
силы,
гимнастических
брусьях:
координаци
ии
выносливост
упражнения на
и при
параллельных
брусьях
выпо
лнении
(мальчики);
упражнения
на
брусьях
гимнастиче
ских
разновысоких
упра
жнений
качества
(девочки).
В
Стойка игрока и
3.2.3.
процессе
урока
3
разученные
передвижения
и
Ловля и передача
самостоятельн
мяча
ых
и
результат
технические
Баскетбол
Техника
Выполнять
1
приемы
игры в
ловли
и
передачи
баскетбол
в
стандартных и
мяча
двумя
руками;
игровых
Ведение мяча
Броски
мяча
кольцо
занятий
условиях.
в
ведения мяча по
Взаимодейство
в
вать
п
Учебная игра
арах
гр
уппах
и
выполн
ении
п
ри
изменением
технич
еских
дей
ствий
прямой и с
направления;
и спорти
з вных
и
гр.
броска в кольцо
с
места
ведения
Осваивать
универсальные
умения
и
после
управлять
эмоциями
во
время
учебной
и
игровой
деятель
ности
В
Стойка игрока и
3.2.4. Волейбол
процессе
урока
4
разученные
Передачи
и
мяча
двумя
ых
руками
сверху
снизу
приемы
игры в
самостоятельн
передачи двумя
волейбол
в
стандартных и
и
руками снизу и
сверху
игровых
занятий
условиях.
над собой
Взаимодейство
Подача мяча
в
вать
п
Учебная игра с
арах
элементами
волейбола
гр
уппах
и
выполн
ении
п
ри
технич
еских
дей
ствий
и
результат
технические
передвижения
Техника
Выполнять
1
и спорти
з вных
и
гр.
Осваивать
универсальные
умения
управлять
эмоциями
во
время
учебной
и
игровой
деятель
ности
В
процессе
урока
3.2.5. Лыжная
4
и
подготовка
1
Техника
скольжения на
самостоятельн
ых
Основные
способы
передвижения на лыжах,
техника выполнения
спусков,
лыжах
подъемов,
поворотов, торможений.
занятий
В
3.2.6.
Упражнения
Общефизическая
процессе
Тестирование
урока
В
направленности
уровня
проце
общеразвивающе
й
Характеризовать
подготовка.
и
Выполнение
самостоятельн
нормативов
комплекса ГТО
ых
ссе
основные показатели
физической
физиче
подготовленнос
урока ской
занятий
ти
подготовленности
показа
Тестир
Развитие гибкости,
координации
движений,
тели
овать
основн
ых
нормативов
физиче
ских
силы,
выносливости.
качеств
быстроты
Осваивать умения
выполнять
универсальные
физические
упражнения.
Развив
ать
индивидуальные
физические качества
и
Выполнение
комплекса ГТО
способ
ности
В
3.2.7. Прикладно-
Прикладно-
процессе
Развив
урока
В
Выполнение
ать
проце
ориентированная
подготовка
ориентированные
и
упражнения,
самостоятельн
нормативы
ссе
индивидуальные
физические качества
ых
урока и
комплекса ГТО
способности
ГТО
занятий
лазании и
перелезании,
прыжках
Итого 66 часов
нормативов
1
65
в