Изобразительное искусство ФГОС НОО

1.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
 способность к оценке своей учебной деятельности;
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
 установка на здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образова- тельной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании
 учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия

успешности реализации социальной роли

«хорошего ученика»;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
 установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом в пространстве сети Интернет;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая осно- вания и критерии для указанных логических
операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить
понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
 задавать вопросы; контролировать действия партнѐра;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотруд- ничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;

 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
 с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения учебного предмета «ИЗО» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные
навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, научных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в
наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или
учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 упорядочивать информацию по заданному основанию;
 понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведѐнное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
 понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
 понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
 использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
 выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
 работать с несколькими источниками информации;
 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
 сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
 составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования;

 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
 определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 сопоставлять различные точки зрения;
 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
 использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно - двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
 организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись
звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:

 вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.),
сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
 сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
 подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
 редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
 пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический
контроль; использовать; следовать основным правилам оформления текста;
 искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок).
Выпускник получит возможность научиться:
 грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную
информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:

 создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
 создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
 готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную
поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
 создавать простые схемы;
 создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьюте- ра; составлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация);
 размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
 пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
 представлять данные.
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
 определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
 (простые алгоритмы) в несколько действий;
 планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
 Выпускник получит возможность научиться:
 проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной де- ятельности и деятельности группы;
 моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты изучения учебного предмета «ИЗО»
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся:
 будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность
в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические
чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к
миру, явлениям действительности и художественный вкус;
 сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые
станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных
устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и
старших, ответственности за другого человека;
 появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной
деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя
семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,
зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;

 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.
Обучающиеся:
 овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах
художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
 смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
 научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых
для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
 смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном
искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:


различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и

дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;



различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;



эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой

деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;


узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового

искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных
явлений;


приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на

примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:


воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;


видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в



высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных

быту;
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:


создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;



использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;



различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью

смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой
деятельности;


создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на

плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;


наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной

формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;


использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;

использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Выпускник получит возможность научиться:


пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства,

художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;


моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы,

человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;


выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:


осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;



выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека,

явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы,
человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного
объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия
Выпускник получит возможность научиться:


видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;



понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира;

проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;


изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;



изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

2. Содержание
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы).
Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота чело- века и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа

(пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном
характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы былины, сказания,
сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве.

Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в

построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет.
Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и
выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объѐм. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма.

Выразительность объѐмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с
помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чѐм говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К.
Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ
человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно - прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство
декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней,
танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и
духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви,
дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие

чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев,
раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических
искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и
парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объѐмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объѐма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъѐмки, бумажной пластики, гуаши,
акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины,
подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного

искусства, выражение своего отношения к произведению

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№

Тема

Основное содержание

Количество часов

темы

1

Ты учишься изображать

Мастер Изображения учит

Характеристика основных
видов деятельности ученика

теория

практика

3

6

(на уровне учебных действий)
Находить, рассматривать красоту (интересное,

видеть и изображать.

эмоционально-образное, необычное) в

Первичный опыт работы

обыкновенных явлениях (деталях) природы

художественными

(листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора

материалами, эстетическая

деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном

оценка их выразительных

(объяснять увиденное). Создавать, изображать на

возможностей. Пятно,

плоскости графическими средствами (цветные

объём, линия, цвет –

карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу)

основные средства

метафорический образ на основе выбранной

изображения. Овладение

геометрической формы. Соотносить форму пятна с

первичными навыками

опытом зрительных впечатлений. Овладевать

изображения на плоскости

первичными навыками изображения в объеме.

с помощью линии, пятна,

Овладевать первичными навыками изображения

цвета. Овладение

на плоскости с помощью линии.

первичными навыками

Экспериментировать, исследовать возможности

изображения в объёме.

краски в процессе создания различных цветовых

Особенности

пятен, смешений и наложений цветовых пятен при

художественного

создании красочных ковриков. Соотносить

творчества: художник и

восприятие цвета со своими чувствами и

зритель. Элементарные

эмоциями. Рассуждать о своих впечатлениях и

приёмы работы с

эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по

различными материалами

содержанию произведений художников

для создания

(И.Шишкин, К.Моне, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

художественного образа
(пластилин –
раскатывание, набор
объёма, вытягивание
формы; бумага и картон –
сгибание, вырезание).
Материалы для рисунка:
карандаш, ручка,
фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приёмы
работы различными
графическими
материалами.
Изображение деревьев,
птиц, животных: общие и

характерные черты. Цвет –
основа языка живописи.
Эмоциональные
возможности цвета.
Объём – основа языка
скульптуры.
Многообразие линий
(тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные,
острые, закруглённые
спиралью, летящие и их
знаковый характер).
Линия, штрих, пятно и
художественный образ.
Природные формы.
Освоение основами
художественной грамоты:
композицией, формой,
ритмом, линией, цветом,
объёмом, фактурой.
Общность тематики,
передаваемых чувств,

отношения к природе в
произведениях авторов –
представителях разных
культур, народов, стран
(например, А. К. Саврасов,
И.И. Левитан, И.И.
Шишкин, Н.К. Рерих,
К.Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
2

Ты украшаешь

Украшения в природе.

3

5

Находить примеры декоративных украшений в

Красоту нужно уметь

окружающей действительности (в школе, дома, на

замечать. Люди радуются

улице). Составлять из готовых цветов

красоте и украшают мир

коллективную работу (поместив цветы в

вокруг себя.

нарисованную на большом листе корзину или

Мастер Украшения учит

вазу). Находить природные узоры (сережки на

любоваться красотой.

ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими,

Основы понимания роли

выражать в беседе свои впечатления. Изображать

декоративной

(декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая

художественной

характер их узоров, расцветки, форму

деятельности в жизни

украшающих их деталей, узорчатую красоту

человека. Мастер

фактуры. Понимать простые основы симметрии.

Украшения — мастер

Видеть декоративную красоту фактурных

общения, он организует

поверхностей в природных узорах. Освоить

общение людей, помогая

простые приёмы техники монотипии. Овладеть

им наглядно выявлять свои

первичными навыками работы в объёмной

роли. Первичный опыт

аппликации и коллаже. Изображать сказочных

владения

героев, опираясь на изображения характерных для

художественными

них украшений (шляпа Незнайки и Красной

материалами и техниками

Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Создавать

(аппликация,

несложные новогодние украшения из цветной

бумагопластика, коллаж,

бумаги (гирлянды, елочные игрушки,

монотипия). Первичный

карнавальные головные уборы).

опыт коллективной
деятельности.
Фотография и
произведение
изобразительного
искусства: сходство и
различия. Красота и
разнообразие природы,
человека, зданий,
предметов, выраженные
средствами рисунка.
Красота и разнообразие

природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средствами
живописи. Разнообразие
материалов для
художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага, картон
и др.) Сказочные образы в
народной культуре и
декоративно-прикладном
искусстве. Разнообразие
форм в природе как основа
декоративных форм в
прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры
на стекле и т.д).
Симметрия и асимметрия.
Использование в

индивидуальной и
коллективной
деятельности различных
художественных техник и
материалов: коллажа,
граттажа, аппликации,
компьютерной анимации,
натурной мультипликации,
фотографии, видеосъёмки,
бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров,
пластилина, глины,
подручных и природных
материалов.
3

Ты строишь

Первичные представления

4

7

Приобретать первичные навыки структурирования

о конструктивной

пространственной формы. Соотносить внешний

художественной

вид архитектурной постройки с ее назначением.

деятельности и ее роли в

Анализировать, из каких основных частей состоят

жизни человека.

дома. Конструировать изображение дома с

Художественный образ в

помощью печаток («кирпичиков») (работа

архитектуре и дизайне.

гуашью). Изображать (или лепить) сказочные

Мастер Постройки —

домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов

олицетворение

и т. п. Придумывать и изображать фантазийные

конструктивной

дома. Овладевать первичными навыками

художественной

конструирования из бумаги. Конструировать

деятельности. Сходство и

(строить) из бумаги (или коробоче к - упаковок)

контраст форм. Простые

разнообразные дома. Составлять, конструировать

геометрические формы.

из простых геометрических форм

Природные формы.

(прямоугольников, кругов, овалов, треугольников)

Трансформация форм.

изображения животных в технике аппликации.

Силуэт. Влияние формы

Учиться воспринимать и описывать

предмета на представление

архитектурные впечатления.

о его характере. Умение
видеть конструкцию
формы предмета лежит в
основе умения рисовать.
Разные типы построек.
Первичные умения видеть
конструкцию, т. е.
построение предмета.
Первичный опыт владения
художественными

материалами и техниками
конструирования.
Первичный опыт
коллективной работы.
Материалы скульптуры и
их роль в создании
выразительного образа.
Элементарные приёмы
работы с пластическими
скульптурными
материалами для создания
выразительного образа
(пластилин, глина –
раскатывание, набор
объёма, вытягивание
формы). Объём – основа
языка скульптуры.
Основные темы
скульптуры.
Элементарные приёмы
работы с различными
материалами для создания

художественного образа
(пластилин –
раскатывание, набор
объёма, вытягивание
формы; бумага и картон –
сгибание, вырезание).
Разнообразие форм
предметного мира и
передача их на плоскости
и в пространстве.
Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи,
пацирь черепахи, домик
улитки и т.д. Выбор и
применение
выразительных средств
для реализации
собственного замысла в
рисунке, живописи,
аппликации, скульптуре,
художественном
конструировании.

4

Изображение, украшение и

Общие начала всех

постройка всегда помогают

пространственно -

(по цели деятельности и как последовательность

друг другу.

визуальных искусств —

этапов работы). Анализировать деятельность

пятно, линия, цвет в

Мастера Изображения, Мастера Украшения и

пространстве и на

Мастера Постройки, их «участие» в создании

плоскости. Различное

произведений искусства (изобразительного,

использование в разных

декоративного, конструктивного). Овладевать

видах искусства этих

художественными приемами работы с бумагой

элементов языка.

(бумагопластика), графическими материалами,

Изображение, украшение и

красками. Фантазировать, придумывать декор на

постройка — разные

основе алгоритмически заданной конструкции.

стороны работы

Творчески играть в процессе работы с

художника и присутствуют

художественными материалами, изобретая,

в любом произведении,

экспериментируя, моделируя в художественной

которое он создает.

деятельности свои переживания от наблюдения

Наблюдение природы и

жизни (художественное познание). Учиться видеть

природных объектов.

поэтическую картину мира, развивая фантазию и

Эстетическое восприятие

творческое воображение. Любоваться красотой

природы. Художественно -

природы.

образное видение
окружающего мира.
Навыки коллективной

2

2

Различать три вида художественной деятельности

творческой деятельности.
Человек, мир природы в
реальной жизни: образ
человека, природы в
искусстве.
Красота и разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средствами
рисунка.
Красота и разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные средствами
живописи. Красота
человека и животных,
выраженная средствами
скульптуры.
Наблюдение природы и
природных явлений,
различение их характера и
эмоциональных состояний.

Использование различных
художественных
материалов и средст для
создания выразительных
образов природы. Роль
белой и чёрной красок в
эмоциональном звучании и
выразительности образа.
Передача с помощью
линии состояния природы,
человека животного.
Простые геометрические
формы. Овладение
элементарными навыками
лепки и бумагопластики.

2 класс
№

Тема

Основное содержание

Количество часов

темы

1

Характеристика основных
видов деятельности ученика

теория

практика

3

5

(на уровне учебных действий)

Как и чем работает

Представление о

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

художник?

разнообразии

Смешивать краски сразу на листе бумаги,

художественных

посредством приема «живая краска». Изображать

материалов, которые

на основе смешивания трех основных цветов

использует в своей работе

разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

художник. Выразительные

Учиться различать и сравнивать темные и светлые

возможности

оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с

художественных

белой и черной для получения богатого колорита.

материалов. Особенности,

Расширять знания о художественных материалах.

свойства и характер

Понимать красоту и выразительность пастели,

различных материалов.

мелков, акварели. Овладевать техникой и

Цвет: основные,

способами аппликации. Понимать и использовать

составные,

особенности изображения на плоскости с

дополнительные цвета.

помощью пятна. Понимать выразительные

Смешение красок. Роль

возможности линии, точки, темного и белого

черной и белой красок.

пятен (язык графики) для создания

Практическое овладение

художественного образа. Осваивать приемы

основами цветоведения.

работы графическими материалами (тушь,

Ритм линий, ритм пятен.

палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев,

Лепка. Моделирование из

веток, сухой травы на фоне снега. Сравнивать,

бумаги. Коллаж.

сопоставлять выразительные возможности

Материалы для рисунка:

различных художественных материалов, которые

карандаш, ручка,

применяются в скульптуре (дерево, камень, металл

фломастер, уголь, пастель,

и др.). Развивать навыки работы с целым куском

мелки и т.д. Приёмы

пластилина. Овладевать приёмами работы с

работы различными

пластилином (выдавливание, заминание,

графическими

вытягивание, защипление). Развивать навыки

материалами. Живописные

создания геометрических форм (конуса, цилиндра,

материалы. Выбор средств

прямоугольника) из бумаги, навыки перевода

художественной

плоского листа в разнообразные объемные формы.

выразительности для

Создавать образ ночного города с помощью

создания живописного

разнообразных неожиданных материалов.

образа в соответствии с
поставленными задачами.
Материалы скульптуры и
их роль в создании
выразительного образа.
Элементарные приёмы
работы с пластическими
скульптурными

материалами для создания
выразительного образа (
пластилин, глина –
раскатывание, набор
объёма, вытягивание
формы). Разнообразие
материалов для
художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага, картон
и др.). Элементарные
приёмы работы с
различными материалами
для создания
выразительного образа
(пластилин, раскатывание,
набор объёма, вытягивание
формы; бумага и картон –
сгибание и вырезание).
Цвет. Основные и
составные цвета. Роль

чёрной и белой красок в
эмоциональном звучании и
выразительности образа.
Ритм линий, пятен, цвета.
Способы передачи объёма.
Овладение элементарными
навыками лепки и
бумагопластики.
Использование в
индивидуальной и
коллективной
деятельности различных
художественных техник и
материалов: коллажа,
граттажа, аппликации,
компьютерной анимации,
натурной мультипликации,
фотографии, видеосъёмки,
бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров,

пластилина, глины,
подручных и природных
материалов.
2

Реальность и фантазия

Для изображения

2

5

Рассматривать, изучать, анализировать строение

реальности необходимо

реальных животных. Изображать животных,

воображение. Для

выделяя пропорции частей тела. Размышлять о

создания фантастического

возможностях изображения как реального, так и

образа необходима опора

фантастического мира. Наблюдать и учиться

на реальность. Значение

видеть украшения в природе.

фантазии и воображения

Развивать навыки работы тушью, пером, углем,

для творчества художника.

мелом. Осваивать: приёмы создания орнамента:

Изображение реальных и

повторение модуля, ритмическое чередование

фантастических животных.

элемента. Осваивать навыки работы с бумагой

Изображение узоров,

(закручивание, надрезание, складывание,

увиденных в природе, и

склеивание). Конструировать из бумаги формы

орнаментов для украшения

подводного мира. Создавать макеты

человека. Изображение

фантастических зданий, фантастического города.

фантазийных построек.

Конструировать (моделировать) и украшать

Развитие духовной и

елочные украшения (изображающие людей,

эмоциональной сферы

зверей, растения) для новогодней елки.

ребенка через общение с
природой.

Образная сущность
искусства:
художественный образ, его
условность, передача
общего через единичное.
Материалы для рисунка:
карандаш, ручка,
фломастер, уголь, пастель,
мелки и т.д. Изображение
деревьев, птиц, животных:
общие и характерные
черты. Разнообразие
материалов для
художественного
конструирования и
моделирования
(пластилин, бумага, картон
и др.). Представление о
возможностях
использования навыков
художественного
конструирования и

моделирования в жижни
человека. Передача с
помощью линии
эмоционального состояния
природы, человека,
животного.
Выразительность
объёмных композиций.
Трансформация форм.
Создание моделей
предметов бытового
окружения человека.
3

О чём говорит искусство

Искусство выражает

4

7

Наблюдать природу в различных состояниях.

чувства человека, его

Изображать живописными материалами

понимание и отношение к

контрастные состояния природы. Входить в образ

тому, что он изображает,

изображаемого животного. Создавать

украшает и строит.

противоположные по характеру сказочные

Изображение состояний

женские образы (Золушка и злая мачеха, баба

(настроений) в природе.

Бабариха и Царевна -Лебедь, добрая и злая

Изображение доброго и

волшебницы), используя живописные и

злого сказочного образа.

графические средства. Учиться изображать

Украшения,

эмоциональное состояние человека. Сравнивать и

характеризующие

сопоставлять выразительные возможности

контрастных по характеру,

различных художественных материалов, которые

по их намерениям

применяются в скульптуре (дерево, камень, металл

персонажей. Постройки

и др.). Овладевать приемами работы с

для добрых и злых, разных

пластилином (вдавливание, заминание,

по характеру сказочных

вытягивание, защипление). Создавать

героев.

декоративные композиции заданной формы .

Роль рисунка в искусстве:

Понимать характер линии, цвета, формы,

основная и

способных раскрыть намерения человека. Учиться

вспомогательная. Красота

видеть художественный образ в архитектуре.

и разнообразие природы,

Приобретать навыки восприятия архитектурного

человека, зданий,

образа в окружающей жизни и сказочных

предметов, выраженных

построек.

средствами рисунка.
Выбор средств
художественной
выразительности, для
создания живописного
образа в соответствии с
поставленными задачами.
Образы природы и
человека в живописи.

Наблюдение природы и
природных явлений,
различение их характера и
эмоциональных состояний.
Разница в изображении
природы в разное время
года, суток, в различную
погоду. Материалы
скульптуры и их роль в
создании выразительного
образа. Красота человека и
животных, выраженная
средстами скульптуры.
Образ человека в
традиционной культуре.
Представления народа о
мужской и женской
красоте, отражённые в
изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Роль контраста в
композиции: низкое и

высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, тёмное и светлое,
спокойное и динамичное и
т.д.
Передача с помощью цвета
характера персонажа, его
эмоционального
состояния. Линия, штрих,
пятно и художественный
образ. Сходство и контраст
форм.
Освоение основ рисунка,
живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства.
4

Как говорит искусство

Средства образной

3

5

Уметь составлять тёплые и холодные цвета.

выразительности в

Осваивать различные приемы работы кистью

изобразительном

(мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

искусстве. Эмоциональное

Развивать колористические навыки работы

воздействие цвета: теплое -

гуашью. Уметь составлять на бумаге тихие

холодное, звонкое и глухое

(глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об

звучание цвета.

эмоциональной выразительности цвета - глухого и

Выразительные

звонкого. Уметь видеть линии в окружающей

возможности линии.

действительности. Получать представление об

Понятие ритма; ритм

эмоциональной выразительности линии.

пятен, линий.

Фантазировать, изображать весенние ручьи,

Выразительность

извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и

соотношения пропорций.

стремительные (в качестве подмалевка -

Выразительность фактур.

изображение весенней земли). Развивать навыки

Язык изобразительного

работы пастелью, восковыми мелками.

искусства и его

Использовать в работе сочетание различных

выразительные средства

инструментов и материалов. Понимать, что такое

служат выражению

ритм.

мыслей и чувств

Уметь передавать расположение (ритм) летящих

художника.

птиц на плоскости листа.

Тёплые и холодные цвета.

Развивать навыки творческой работы в техники

Передача с помощью

обрывной аппликации.

линии эмоционального

Понимать, что такое пропорции.

состояния природы,
человека, животного.
Виды ритма (спокойный,
замедленный, порывистый,
беспокойный и т.д.) Ритм

линий, пятен, цвета. Роль
ритма в эмоциональном
звучании композиции в
живописи и рисунке.
Передача движения в
композиции с помощью
ритма элементов.
Элементарные приёмы
композиции на плоскости
и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и
диагональ в построении
композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия:
линия горизонта, ближе –
больше, дальше – меньше,
загораживания. Выбор и
применение
выразительных средств
для реализации
собственного замысла в
рисунке, живописи,

аппликации, скульптуре,
художественном
конструировании.
Разнообразие форм
предметного мира и
передача их на плоскости
их и в пространстве.
Передача настроения в
творческой работе с
помощью цвета, тона,
композиции, пространства,
линии, штриха, пятна,
объёма, фактуры
материала.
3 класс
№

Тема

Основное содержание

Количество часов

темы

1

Искусство в твоём доме

В каждой вещи, в каждом

Характеристика основных
видов деятельности ученика

теория

практика

3

5

(на уровне учебных действий)
Понимать и объяснять единство материала, формы

предмете, которые

и внешнего оформления игрушек (украшения).

наполняют наш дом,

Учиться видеть и объяснять образное содержание

заложен труд художника.

конструкции и украшения предмета. Овладевать

В чём состоит эта работа

навыками создания выразительной формы посуды

художника? Вещи бывают

и ее декорирования в лепке, а также навыками

нарядными, праздничными

изображения посудных форм, объединённых

или тихими, уютными, или

общим, образным решением. Обретать опыт

деловыми, строгими; одни

творчества и художественно - практические

подходят для работы,

навыки в создании эскиза обоев или штор для

другие – для отдыха; одни

комнаты в соответствии с ее функциональным

служат детям, другие –

назначением. Обрести опыт творчества и

взрослым. Как выглядеть

художественно -практические навыки в создании

вещи, решает художник и

эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его

тем самым создаёт

назначение (для мамы, бабушки, сестры;

пространственный и

праздничный или повседневный). Создавать

предметный мир вокруг

проект детской книжки -игрушки. Создавать

нас, в котором

открытку к определенному событию или

представляются наши

декоративную закладку (работа в технике

представления о жизни.

граттажа, графической монотипии, аппликации

Каждый человек тоже

или в смешанной технике).

бывает в роли художника.
Братья -Мастера
выясняют, что же каждый
из них сделал в

ближайшем окружении
ребенка. В итоге
становится ясно, что без
участия Мастеров не
создавался ни один
предмет дома, не было бы
и самого дома. Особая
роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Истоки декоративноприкладного искусства и
его роль в жизни человека.
Понятие о синтетичном
характере народной
культуры (украшение
жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма;
музыка, песни, хороводы,
былины, сказания, сказки).
Искусство вокруг нас
сегодня. Художественное
конструирование и

оформление помещений и
парков, транспорта и
посуды, мебели одежды,
книг и игрушек.
Представление о роли
изобразительных
(пластических) искусств в
повседневной жизни
человека, в организации
его материального
окружения. Изображение с
натуры, по памяти и
воображению (натюрморт,
пейзаж).
Участие в различных
видах изобразительной,
декоративно-прикладной и
художественноконструкторской
деятельности.
2

Искусство на улицах твоего

Деятельность художника

города

на улице города (или села).

2

5

Изображать архитектуру своих родных мест,
выстраивая композицию листа, передавая в

Знакомство с искусством

рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую

начинается с родного

упорядоченность архитектурных форм. Создавать

порога: родной улицы ,

образ парка в технике коллажа, гуаши или

родного города (села), без

выстраивая объемно - пространственную

которых не может

композицию из бумаги. Овладевать приемами

возникнуть чувство

коллективной творческой работы в процессе

Родины. Разнообразные

создания общего проекта. Воспринимать,

проявления деятельности

сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным

художника и его верных

оградам в Санкт -Петербурге и Москве, в родном

помощников Братьев -

городе, отмечая их роль в украшении города.

Мастеров в создании

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной

облика города (села), в

решетки. Изображать необычные фонари,

украшении улиц, скверов,

используя графические средства или создавать

площадей. Красота

необычные конструктивные формы фонарей,

старинной архитектуры -

осваивая приемы работы с бумагой (скручивание,

памятников культуры.

закручивание, склеивание). Фантазировать,

Атрибуты современной

создавать творческий проект оформления витрины

жизни города: витрины,

магазина. Овладевать композиционными и

парки, скверы, ажурные

оформительскими навыками в процессе создания

ограды, фонари,

образа витрины.

разнообразный транспорт.

Фантазировать, создават ь образы фантастических

Их образное решение.

машин. Обрести новые навыки в конструировании

Единство красоты и
целесообразности. Роль
выдумки и фантазии в
творчестве художника,
создающего
художественный облик
города.
Фотография и
произведение
изобразительного
искусства. Красота и
разнообразие природы,
человека, зданий,
предметов, выраженые
средствами рисунка.
Красота и разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов, выраженые
средствами живописи.
Понятия: горизонталь,
вертикаль и диагональ в
построении композиции.

из бумаги.

Роль контраста в
композиции: низкое и
высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, тёмное и светлое,
спокойное и динамичное и
т.д. Композициционный
центр (зрительный центр
композиции). Объём в
пространстве и объём на
плоскости. Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания проектов
красивых, удобных и
выразительных предметов
быта, видов транспорта.
Создание моделей
бытового окружения
человека.
3

Художник и зрелище

Художник необходим в

4

7

Придумывать и создавать красочные

театре, цирке, на любом

выразительные рисунки или аппликации на тему

празднике. Жанрово -

циркового представления, передавая в них

видовое разнообразие

движение, характеры, взаимоотношения между

зрелищных искусств.

персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое,

Театрально -зрелищное

подвижное. Создавать "Театр на столе» -

искусство, его игровая

картинный макет с объёмными (лепными,

природа. Изобразительное

конструктивными) или плоскостными

искусство – необходимая

(расписными) декорациями и бумажными

составная часть зрелища.

фигурками персонажей сказки для игры в

Деятельность художника в

спектакль. Овладевать навыками создания

театре в зависимости от

объёмно – пространственной композиции.

вида зрелища или

Придумывать и создавать выразительную куклу

особенностей работы

(характерную головку куклы, характерные детали

(плакат, декорация,

костюма, соответствующие сказочному

занавес). Взаимодействие в

персонажу); применять для работы пластилин,

работе театрального

бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.

художника разных видов

Конструировать выразительные и

деятельности:

острохарактерные маски к театральному

конструктивной

представлению или празднику. Иметь творческий

(постройка), декоративной

опыт создания эскиза афиши к спектаклю или

(украшение),

цирковому представлению. Создавать в рисунке

изобразительной

проект оформления праздника.

(изображение) Создание
театрализованного
представления или
спектакля с
использованием
творческих работ детей.
Особенности
художественного
творчества: художник и
зритель. Основные темы
скульптуры. Красота
человека и животных,
выраженная средствами
скульптуры. Красота и
разнообразие природы,
человека, зданий,
предметов, выраженые
средствами рисунка.
Красота и разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов, выраженые
средствами живописи.

Понятия: горизонталь,
вертикаль и диагональ в
построении композиции.
Роль контраста в
композиции: низкое и
высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, тёмное и светлое,
спокойное и динамичное и
т.д. Композициционный
центр (зрительный центр
композиции). Главное и
второстепенное в
композиции. Объём в
пространстве и объём на
плоскости. Влияние формы
предмета на представление
о его характере. Образы
архитектуры и
декоративно-прикладного
искусства. Участие в
обсуждении содержании и

выразительных средств
произведений
изобразительного
искусства, выражение
своего отношения к
произведению.
Участие в обсуждении
содержания и
выразительных средств
произведений
изобразительного
искусства, выражение
своего отношения к
произведению.
4

Художник и музей

Художник работает в доме, 3

5

Понимать и объяснять роль художественного

на улице, на празднике, в

музея. Иметь представление и называть самые

театре. Это все

значительные музеи искусств России -

прикладные виды работы

Государственную Третьяковскую галерею,

художника. А еще

Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей

художник создает

изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

произведения, в которых

Знать имена крупнейших русских художников -

изображая мир, он

пейзажистов. Рассматривать и сравнивать картины

размышляет о нем и

-пейзажи, рассказывать о настроении и разных

выражает свое отношение

состояниях, которые художник передает цветом .

и переживание явлений

Иметь представление об изобразительном жанре –

действительности. Лучшие

портрете . Создавать портрет кого -либо из

произведения хранятся в

дорогих, хорошо знакомых людей . Воспринимать

музеях.

картину -натюрморт как своеобразный рассказ о

Знакомство со станковыми

человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он

видами и жанрами

живёт, его интересах. Знать имена нескольких

изобразительного

художников, работавших в жанре натюрморта.

искусства.

Иметь представление о картинах исторического и

Художественные музеи

бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о

Москвы, Санкт -

наиболее понравившихся (любимых) картинах, об

Петербурга, других

их сюжете и настроении. Объяснять роль

городов. Знакомство с

скульптурных памятников. Лепить фигуру

музеем родного города.

человека или животного, передавая

Участие художника в

выразительную пластику движения.

организации музея.
Представления о богатстве
и разнообразии
художественной культуры
(на примере культуры
народов России).

Выдающиеся
представители
изобразительного
искусства народов России
(по выбору). Ведущие
художественные музеи
России (ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж) и
региональные музеи.
Восприятие и
эмоциональная оценка
шедевров национального,
российского мирового
искусства. Представление
о роли изобразительных
(пластических) искусств в
повседневной жизни
человека, в организации
его материального
окружения. Сказочные
образы в народной
культуре и декоративно-

прикладном искусстве.
Ознакомление с
произведениями народных
художественных
промыслов России (с
учётом местных условий).
Общность тематики,
передаваемых чувств,
отношения к природе в
произведениях авторов —
представителей разных
культур, народов, стран
(например, А. К. Саврасов,
И. И. Левитан, И. И.
Шишкин, Н. К. Рерих, К.
Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.). Жанр пейзажа.
Жанр натюрморта. Жанр
портрета.
Изображение с натуры, по
памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж,

человек, животные,
растения).
4 класс
№

Тема

Основное содержание

Количество часов

темы

1

Истоки родного искусства

Знакомство с истоками

Характеристика основных
видов деятельности ученика

теория

практика

3

5

(на уровне учебных действий)
Характеризовать красоту природы родного края.

родного искусства - это

Изображать характерные особенности пейзажа

знакомство со своей

родной природы. Воспринимать и эстетически

Родиной. В постройках,

оценивать красоту русского деревянного

предметах быта, в том, как

зодчества. Характеризовать значимость гармонии

люди одеваются и

постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять

украшают одежду,

особенности конструкции русской избы и

раскрывается их

назначение ее отдельных элементов. Овладевать

представление о мире,

навыками конструирования — конструировать

красоте человека. Роль

макет избы. Приобретать представления об

природных условий в

особенностях национального образа мужской и

характере традиционной

женской красоты. Понимать и анализировать

культуры народа.

конструкцию русского народного костюма.

Гармония жилья с

Создавать женские и мужские народные образы

природой. Природные

(портреты). Изображать сцены труда из

материалы и их эстетика.
Польза и красота в
традиционных постройках.
Дерево как традиционный
материал. Деревня деревянный мир.
Изображение
традиционной сельской
жизни в произведениях
русских художников.
Эстетика труда и
празднества.
. Истоки декоративноприкладного искусства и
его роль в жизни человека.
Понятие о синтетичном
характере народной
культуры (украшение
жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма;
музыка, песни, хороводы
былины, сказания, сказки).

крестьянской жизни.

Образ человека в
традиционной культуре.
Представления народа о
мужской и женской
красоте, отражённые в
изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Роль природных условий в
характере традиционной
культуры народов России.
Пейзажи родной природы.
Единство декоративного
строя в украшении
жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма.
Связь изобразительного
искусства с музыкой,
песней, танцами,
былинами, сказаниями,
сказками. Образ человека в
традиционной культуре.
Представления народа о

красоте человека (внешней
и духовной), отражѐнные в
искусстве.
Выбор и применение
выразительных средств
для реализации
собственного замысла в
рисунке, живописи,
аппликации, скульптуре,
художественном
конструировании.
2

Древние города нашей

Красота и неповторимость

земли

архитектурных ансамблей

древнерусской архитектуры. Знать конструкцию

Древней Руси.

внутреннего пространства древнерусского города

Конструктивные

(кремль, торг, посад). Создавать макет

особенности русского

древнерусского города. Моделировать или

города -крепости.

изображать древнерусский храм (лепка или

Крепостные стены и

постройка макета здания; изобразительное

башни как архитектурные

решение). Знать и называть основные структурные

постройки. Древнерусский

части города, сравнивать и определять их

каменный храм.

функции, назначение. Изображать и моделировать

Конструкция и

наполненное жизнью людей пространство

3

4

Понимать и объяснять роль и значение

художественный образ,

древнерусского города. Знать и называть картины

символика архитектуры

художником, изображающих древнерусских

православного храма.

воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И.

Общий характер и

Билибин, П. Корин и др.). Изображать

архитектурное своеобразие

древнерусских воинов (князя и его дружину).

древних русских городов

Овладевать навыками изображения фигуры

(Новгород, Псков,

человека. Уметь анализировать ценность и

Владимир, Суздаль, Ростов

неповторимость памятников древнерусской

и др.). Памятники древнего

архитектуры. Воспринимать и эстетически

зодчества Москвы.

переживать красоту городов, сохранивших

Особенности архитектуры

исторический облик, - свидетелей нашей истории.

храма и городской

Иметь представление о развитии декора городских

усадьбы. Соответствие

архитектурных построек и декоративном

одежды человека и

украшении интерьеров (теремных палат).

окружающей его
предметной среды.
Конструктивное и
композиционное
мышление, чувство
пропорций, соотношения
частей при формировании
образа.

Отражение в пластических
искусствах природных,
географических условий,
традиций, религиозных
верований разных народов
(на примере
изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов
России). Образы
архитектуры и
декоративно-прикладного
искусства.
Использование в
индивидуальной и
коллективной
деятельности различных
художественных техник и
материалов: коллажа,
граттажа, аппликации,
компьютерной анимации,
натурной мультипликации,

фотографии, видеосъѐмки,
бумажной пластики,
гуаши,
акварели, пастели,
восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров,
пластилина, глины,
подручных и природных
материалов.
3

Каждый народ - художник

Представление о богатстве

4

7

Иметь интерес к иной и необычной

и многообразии

художественной культуре. Воспринимать

художественных культур

эстетический характер традиционного для Японии

мира. Отношения человека

понимания красоты природы. Понимать

и природы и их выражение

особенности изображения, украшения и постройки

в духовной ценности

в искусстве Японии. Иметь представление об

традиционной культуры

образе традиционных японских построек и

народа, в особой манере

конструкции здания храма (пагоды). Изображать

понимать явления жизни.

природу через детали, характерные для японского

Природные материалы и

искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с

их роль в характере

бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка

национальных построек и

цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор),

предметов традиционного

развивать живописные и графические навыки.

быта. Выражение в

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах,

предметном мире,

передавать красоту пустых пространств и величия

костюме, укладе жизни

горного пейзажа. Характеризовать особенности

представлений о красоте и

художественной культуры Средней Азии.

устройстве мира.

Создавать образ древнего среднеазиатского

Художественная культура

города. Эстетически воспринимать произведения

— это пространственно -

искусства Древней Греции, выражать свое

предметный мир, в

отношение к ним. Моделировать из бумаги

котором выражается душа

конструкцию греческих храмов. Осознавать

народа. Формирование

цельность каждой культуры, естественную

эстетического отношения к

взаимосвязь ее проявлений.

иным художественным
культурам. Формирование
понимания единства
культуры человечества и
способности искусства
объединять разные
народы, способствовать
взаимопониманию.
Пейзажи разных
географических широт.
Использование различных

художественных
материалов и средств для
создания выразительных
образов природы.
Знакомство с несколькими
наиболее яркими
культурами мира,
представляющими разные
народы и эпохи (например,
Древняя Греция,
средневековая Европа,
Япония или Индия). Роль
природных условий в
характере культурных
традиций разных народов
мира. Образ человека в
искусстве разных народов.
Образы архитектуры и
декоративно - прикладного
искусства.
Участие в различных
видах изобразительной,

декоративно-прикладной и
художественноконструкторской
деятельности.
4

Искусство объединяет

От представлений о

народы

великом многообразии

опираясь на впечатления от произведений

культур мира - к

искусства и жизни. Создавать в процессе

представлению о едином

творческой работы эмоционально выразительный

для всех народов

образ пожилого человека (изображение по

понимании красоты и

представлению на основе наблюдений).

безобразия, коренных

Эмоционально откликаться на образы страдания в

явлений жизни. Вечные

произведениях искусства, пробуждающих чувство

темы в искусстве:

печали и участия. Выражать художественными

материнство, уважение к

средствами своё отношение при изображении

старшим, защита

печального события. Приобретать творческий

Отечества, способность

опыт создания проекта памятника героям (в

сопереживать людям,

объеме). Овладевать навыками изображения в

способность утверждать

объеме, навыками композиционного построения в

добро. Изобразительное

скульптуре. Выражать художественными

искусство выражает

средствами радость при изображении темы

глубокие чувства и

детства, юности, светлой мечты. Объяснять и

переживания людей,

оценивать свои впечатления от произведений

3

5

Изображать образ материнства (мать и дитя),

духовную жизнь человека.

искусства разных народов. Узнавать и называть, к

Искусство передает опыт

каким художественным культурам относятся

чувств и переживаний от

предлагаемые (знакомые по урокам) произведения

поколения к поколению.

искусства и традиционной культуры.

Восприятие произведений
искусства - творчество
зрителя, влияющее на его
внутренний мир и
представления о жизни.
Образ человека в разных
культурах мира. Образ
современника. Жанр
портрета. Силуэт. Темы
любви, дружбы, семьи в
искусстве. Эмоциональная
и художественная
выразительность образов
персонажей,
пробуждающих лучшие
человеческие чувства и
качества: доброту,
сострадание, поддержку,

заботу, героизм,
бескорыстие и т. д. Образы
персонажей, вызывающие
гнев, раздражение,
презрение. Образ
защитника Отечества.
Способы передачи объёма.
Красота человека и
животных, выраженная,
средствами скульптуры.
Выразительность
объёмных композиций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».