1.Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать
поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. Формирование умения понимать причины успеха \неуспеха учебной деятельности и способности конструктивного действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8. Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и пути её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения
после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в
соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно- популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя,
при прослушивании):
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
интерпретировать текст
, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности для художественных текстов: определять главную мысль и
героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически
оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию
(конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии
основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять
значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и
между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять
(пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные
в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста
(для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех
видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками
на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего
круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств
художественной выразительности);
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих
произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в
произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его
событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание,
например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение,
в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
2.Содержание
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп
беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию.. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания
этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный
материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих
нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ
поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание
на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее
общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение
текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.,
классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет,
тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на
основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта.
Соотношение теории и практики: на каждом занятии: 40% теории и 60% практики ( 15 мин и 25 мин).
На итоговых занятиях: 10% теории и 90% (5 мин и 35 мин) практики.
3. Тематическое планирование
1 класс
По дорогам сказок 17 часов
№
п/п
Основное
Тема
содержание
темы
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
теория
(на уровне учебных действий)
практика
Знакомиться с курсом.
Вспомнить содержание сказки;
определять тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на
вопросы по содержанию сказки.
Отгадывать загадки;
рассматривать обложки книг и называть героев сказки;
Сказки
1
животных
(10ч)
о
составлять из букв название сказки; рассуждать и называть
Русская народная сказка
"Колобок».
народная
сказка
пословицы, которые относятся к сказке; дорисовать, где
1
Русская
необходимо,
«Три
героя сказки, раскрашивать полученные
картинки; делать выводы на основе идейного понимания
медведя»
сказки; определять значения незнакомых слов; оценивать
поступки героев; составлять цепочку слов по аналогии;
восстанавливать слова с помощью добавления пропущенных
букв; составлять свой рассказ о том, что могли увидеть герои
сказки в лесу на прогулке.
1
Знакомиться со сказкой; определять по отрывкам из сказок
их название; самим определять тему занятия; определять
значение незнакомых слов и выражений; рассматривать
обложки книг и называть героев сказки; образовывать новые
Русская народная сказка
2
слова с помощью перестановки букв; оценивать поступок
"Лисичка со скалочкой».
героя и его качества; отвечать на вопросы по содержанию
Русская народная сказка
сказки; раскрашивать рисунок к сказке; составлять из слогов
"Лиса и кувшин».
слова и записывать их; восстанавливать последовательность
предложений
сказки;
составлять
предложения
с
предложенными словами; рассуждать и называть пословицы,
которые относятся к сказке.
3
Русская народная сказка
1
Знакомиться со сказкой; определять значение незнакомых
Контроль
"Журавль и цапля».
слов
и
выражений;
определять
смысл
пословиц;
рассматривать обложки книг и называть героев сказки;
оценивать поступки героев и их качества; отвечать на
вопросы по содержанию сказки; играть в игру «Да-нет»;
находить и раскрашивать птиц, которые являются героями
сказки; составлять из букв слова, а также получать новое
слово с помощью замены буквы.
1
Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть
героев
4
сказки;
объяснять
значение
трудных
слов
и
выражений; воспроизводить и анализировать содержание
Русская народная сказка
сказки по вопросам учителя; рассказывать отрывок из сказки,
"Заюшкина избушка».
который не изображён на картинках; давать характеристику
героям по опорным словам; составлять из букв названия
героев сказки; раскрашивать рисунок.
1
Давать
характеристику
герою
по
опорным
сказкам;
называть героев сказки по опорным словам; воспроизводить
и анализировать содержание сказки по вопросам учителя;
объяснять значение старинных слов и выражений; называть
5
Русская народная сказка
детёнышей животных; называть героев сказки ласково;
"Снегурушка и лиса».
воспроизводить содержание сказки по опорным картинкам;
рассказывать отрывок, который не изображён на картинках;
давать характеристику героям сказки по опорным словам;
разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в
предложения.
1
Вспомнить содержание сказки; определять тему занятия;
разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию
6
Русская народная сказка
сказки; работать с обложками книг; составлять из слогов
"Волк и семеро козлят».
слова; переставлять буквы в слове, чтобы получились слова;
оценивать поступки героев и определять их качества;
раскрашивать рисунок.
7
Русская народная сказка
1
Давать характеристику герою сказки; определять, в какой
"Петушок-золотой
гребешок».
из книг может быть сказка; определять значение слова
Русская
«энциклопедия»; объяснять значение имени «Жихарка»;
сказка
объяснять значение трудных слов и выражений; определять
народная
"Жихарка».
порядок
предложений
по
сюжету
сказки;
выбирать
предложение, которое относится к рисунку; воспроизводить
и анализировать содержание сказки по вопросам учителя;
рассуждать и называть пословицы, которые относятся к
сказке; составлять из букв слова и вписывать их в
предложение; разгадывать ребус; раскрашивать картинку.
1
Вспомнить содержание сказки; определять тему занятия;
отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с
обложками книг; объяснять значение непонятных слов и
выражений; определять идейное содержание сказки и
Русская народная сказка
8
находить пословицы, соответствующие замыслу сказки;
"Лиса и волк". Русская
восстанавливать последовательность событий в сказке по
народная сказка "Медведь
сюжетным картинкам; рассказывать сказку по сюжетным
и лиса».
картинкам; анализировать поступки героев и их качества;
анализировать содержание сказки с помощью вопросов
учителя; играть в игру «Ты согласен, что…»; составлять из
букв слова; разгадывать ребусы и путаницы.
1
Знакомиться
с
содержанием
сказки;
анализировать
содержание и оценивать поступки героев; определять
идейное
9
содержание
пословиц,
находить
те,
которые
соответствуют сказке; по обложке определять героев сказки;
Русская народная сказка
восстанавливать последовательность в сказке по сюжетным
"Бычок -смоляной бочок».
картинкам; ставить к словам вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?»,
определять
«какие?»; находить в словах первый слог;
тему
занятия
по
разгаданному
ребусу;
разгадывать загадки.
10
Русская народная сказка
"Мужик и медведь».
1
Знакомство
со
сказкой;
определять
смысл
пословиц;
рассматривать обложки книг и называть героев сказки;
оценивать поступки героев и их качества; отвечать на
вопросы по содержанию сказки; ставить к словам вопрос
«что делает?»; определять, какая картинка соответствует
отрывку из сказки; объяснять значение слов; строить
предположения по содержанию сказки; находить слова с
одинаковым значением; разгадывать шифровку; распутывать
путаницы и читать слова.
1
Знакомиться со сказкой; рассматривать обложки книг и
называть героев сказки; определять тему занятия; объяснять
значение трудных слов; дописывать слова в отрывок из
11
Бытовые
Русская народная сказка
сказки;
составлять
предложения
из
двух
частей;
сказки (1ч)
"Пастушья дудочка".
анализировать содержание сказки и оценивать поступки
героев; отвечать на вопросы учителя по содержанию сказки;
по отрывку из сказки определять качество человека;
разгадывать шифровку; находить в цепочке букв слова.
Давать характеристику герою сказки; определять, в какой из
1
книг может быть сказка; определять значение
«энциклопедия»;
12
объяснять
значение
трудных
слова
слов
и
Русская народная сказка
выражений; определять порядок предложений по сюжету
Волшебны
"Петушок и жерновцы».
сказки; выбирать предложение, которое относится к рисунку;
е сказки (5
Русская народная сказка
воспроизводить и анализировать содержание сказки по
ч)
«Скатерть,
вопросам учителя;
баранчик
и
сума»
рассуждать и называть пословицы,
которые относятся к сказке; составлять из букв слова и
вписывать
их
в
предложение;
разгадывать
ребус;
раскрашивать картинку.
Русская народная сказка
13
1
"Несмеяна-царевна».
Русская народная сказка
«Маша и медведь»
1
Знакомиться с содержанием сказки; определять тему
занятия по разгаданным словам в кроссворде; работать с
обложками книг, определять героев сказки; объяснять
значение непонятных слов и выражений; анализировать
содержание сказки и поступки героев; ставить к словам
вопросы «кто?» и «что?»; составлять из слов предложение;
рассказывать отрывок из сказки по сюжетной картинке;
находить верные ответы на вопросы; разгадывать ребусы.
1
Определять название сказки; рассматривать обложки книг
и называть героя сказки; воспроизводить и анализировать
содержание сказки по вопросам учителя; объяснять значение
трудных слов; составлять из слогов слова и записывать их;
Русская народная сказка
14
1
"Мальчик
с
находить в отрывке из сказки родственные слова и
пальчик».
записывать их; восстанавливать порядок предложений;
Русская народная сказка
давать характеристику герою по опорным словам; соединять
«Самое дорогое»
поговорки с их значением; составлять слова из вторых слогов
предложенных слов; дописывать буквы и читать полученное
название.
1
Рассматривать обложки книг и называть героев сказки;
анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы
учителя; называть положительных и отрицательных героев
сказки; находить в отрывке из текста повествовательное
предложение,
ставить
вопросительный
знак
в
конце
вопросительного предложения; определять сюжет из сказки,
15
1
Русская народная сказка
который
соответствует
рисунку;
соединять
трудные
"Белая уточка».
выражения с их значениями; называть с опорой на слова,
какими должны быть члены счастливой и дружной семьи;
рассуждать и называть пословицы, которые относятся к
сказке; разгадывать ребус; составлять из букв слово и
дорисовывать предмет-отгадку на картинке; раскрашивать
рисунок.
16
1
Русская народная сказка
«Крошечка -Хаврошечка»
1
Знакомиться со сказкой; анализировать содержание сказки,
определять
положительных
и
отрицательных
героев;
предполагать название темы занятия; объяснять значение
трудных слов; отвечать на вопросы по содержанию;
определять последовательность вопросов в соответствии с
развитием событий в сказке; объяснять смысл пословиц,
находить те, которые соответствуют идейному содержанию
произведения; восстанавливать слова по заданным буквам;
разгадывать путаницу.
Тематическое планирование 2 класс
Удивительный мир природы 17 часов
№
Тема
п/п
Основное
содержание
темы
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Теория
(на уровне учебных действий)
1
Практика
Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание сказки
«Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и
вписывать данные о сказке -не сказке в карточку; отвечать на вопросы по
содержанию сказки; вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать
пропущенные слова; называть героев сказки и раскрашивать их; выбирать
пословицы, которые соответствуют сказке, и обосновывать свой ответ;
Рассказы
1
и сказки
Лесной
Колобок
В.Бианки
Колючий Бок.
находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их;
-
расставлять буквы по местам и восстанавливать имя главного героя сказки;
рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное
(4 часа)
вокруг. Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать из
предложенных персонажей героев сказки и раскрашивать их; продолжать
строчки из песенки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке;
находить в таблице с буквами названия героев сказки; восстанавливать
название главного героя сказки.
1
2
Подкидыш.
Знакомство с краткой биографией В Бианки; оценивать поступки героев и
событий; закрепление знаний поведения в лесу; соединять понятия и
толкование слов; разгадывать ребусы.
3
Заяц, косач, медведь и
1
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
Контроль
лиса.
карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; соединять понятия и
толкования
слов
и
словосочетаний,
раскрашивать
полученные
пары
соответствующим цветом; соединять слова из текста с рисунками животных;
выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и объяснять их;
вспоминать содержание сказки и разгадывать кроссворд; определять, в какое
время суток наблюдал Дед Мороз за животными,
и соединять слова с рисунками; раскрашивать картинки; определять, почему
сказку можно назвать познавательной; рассуждать о том, что в природе всё
взаимосвязано. Вписывать данные о произведении в карточку; соединять
понятия и толкования слов и словосочетаний; отвечать на вопрос и соединять
карточки со словами и рисунки; выбирать пословицы, которые соответствуют
сказке; разгадывать
кроссворд; определять время суток и соединять карточки со словами и
рисунки; раскрашивать картинки.
1
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя;
определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение
непонятных слов; знакомиться с образом жизни плавунчика; определять
поучительный смысл рассказа; подбирать другой заголовок к рассказу;
Плавунчик.
4
разгадывать шифровки; рассуждать о бережном
и заботливом отношении к природе; о том, что слабым и беззащитным
животным нужно помогать.
Отвечать на вопросы теста; рассуждать, чему учит рассказ; подбирать другое
название рассказу, исходя из его идейного содержания; разгадывать
шифровки.
Знакомиться с краткой биографией Николая Сладкова; определять, в какой сборник
Рассказы
и сказки
5
Н.
Сладкова
(3ч)
1
можно поместить произведение «Непослушные малыши», «Трясогузкины письма» ;
Непослушные малыши.
вспоминать содержание сказки; определять жанр произведения; соединять линиями
Трясогускины письма.
слова с их толкованием; вспоминать содержание сказки и соединять линиями слова
из текста и соответствующие им рисунки; раскрашивать картинки; определять,
какие слова подходят для характеристики Медведушки; вспоминать персонажей
сказки и разгадывать кроссворд; определять, что не сказочного было в сказке- не
сказке; рассуждать, что в природе всё идёт последовательно в зависимости от
времени года; восстанавливать цитатный план; выбирать сюжет, к которому
подходит рисунок; выбирать качества характера у людей, которые проявились в
рассказе. Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями слова с
их лексическим значением; соединять слова из текста с рисунками; давать
характеристику герою; разгадывать кроссворд.
1
Отгадывать загадки и определять главных героев рассказа; вписывать данные
о произведении в
карточку; определять жанр произведения; определять и раскрашивать только
героев рассказа; вспоминать содержание произведения и дополнять план;
рассказывать, как жили Топик и Катя; составлять из букв имена героев
рассказа; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать
картинку; пересказывать, что узнали интересного из жизни животных;
рассуждать о заботливом отношении к животным. Вписывать данные о
6
1
Топик и Катя. Кто в
произведении в карточку; выбирать и раскрашивать только героев рассказа;
моём доме живёт ?
дополнять план рассказа; определять лексическое значение слов и сочетаний
Кто такой ?
слов; определять, как жили герои рассказа; составлять из букв имена героев;
выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать рисунок.
определять названия предметов, используя толкование слов; соединять
описания животных с картинками; определять, в каком
порядке дятел разговаривал с животными; высказывания о том, как нужно
заботиться о птицах, дополнять список правил; разгадывать кроссворд,
используя предложения из текста; придумывать свой рисунок скворечника,
дорисовывать и раскрашивать дуплянку; определять, что не сказочного было
сказке- не сказке; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.
1
7
1
Осень на пороге.
Лиса-плясунья.
Отгадывать загадку и определять время года; определять жанр произведения
и вписывать данные о произведении в карточку; вспоминать содержание
сказки и восстанавливать цитатный план; используя содержание сказки,
рассказывать, как животные готовятся к зиме; определять главную мысль
сказки; выбирать пословицы и доказывать, что данная пословица относится к
тексту сказки; находить в таблице с буквами названия героев сказки и
закрашивать их; вписывать слова в предложения и
разгадывать кроссворд; рассуждать о том, что в природе всё идёт
последовательно, в зависимости от времени года. Вписывать данные о
произведении в карточку; восстанавливать цитатный план; вписывать
пропущенные слова в предложения; находить главную мысль в тексте;
выбирать пословицы,
которые относятся к тексту; находить в таблице с буквами названия героев и
закрашивать их; разгадывать кроссворд. Соединять выражения и их
толкования; дополнять план рассказа, определять
последовательность действий лисы в добыче пищи; выбирать качества,
которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы; находить в словах
названия животных, рассуждать о бережном отношении к природе, умении
видеть интересное вокруг.
1
Знакомиться с творчеством Михаила Пришвина; беседовать о книгах
Пришвина, определять их
тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Ёж»;
определять значение
непонятных слов в рассказе; отвечать на вопросы по содержанию текста;
знакомиться с образом жизни ежей; рассуждать о качествах героев рассказа;
разгадывать кроссворд; находить слова-сравнения; определять главную
Рассказы
и сказки
8
Е.
Чарушин
а (2ч)
Друзья.Что
Волчишко.
за
зверь?
мысль рассказа; рассуждать о бережном отношении к природе и потребности
общения с ней. отвечать на вопросы теста; дополнять план рассказа; давать
характеристику героям;
выбирать слова, с помощью которых можно их описать; выполнять задания
характера; дополнять план рассказа; давать характеристику героям и
событиям; знакомиться со следами некоторых зверей;
знакомиться с образом жизни кроликов; описывать героев рассказа с
помощью слов для справок; зачёркивать буквы по указанному правилу и
читать получившиеся слова; определять главную мысль рассказа; рассуждать
наблюдательности, бережном отношении к природе, заботе о животных.
1
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения
; определять значение
непонятных слов в рассказе; знакомиться с информацией о кошках;
сопоставлять события в рассказе с временем года; давать характеристику
герою рассказа (охотнику); составлять предложения из слов для справок;
9
1
Кошка
подбирать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»;
Маруська.
беседовать о том, как
Болтливая сорока.
нужно относиться к домашним животным; рассуждать о таких качествах
человека,
как
ответственность,
чуткость;
разгадывать
кроссворд.
раскрашивать рисунки, определять, к кому относятся слова главной
героини – сороки; составлять из частей предложения; подбирать слова для
описания сороки;
определять, чему учит сказка «Болтливая сорока»;
разгадывать анаграммы.
1
Знакомиться с творчеством Михаила Пришвина; беседовать о книгах
Пришвина, определять их
тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Ёж»;
определять значение непонятных слов в рассказе; отвечать на вопросы по
содержанию текста; знакомиться с образом жизни ежей; рассуждать о
Рассказы
10
М.
Пришви
на (1 ч)
качествах героев рассказа; разгадывать кроссворд; находить слова-сравнения;
Ёж. Этажи леса.
определять главную мысль рассказа; рассуждать о бережном отношении к
Охота
природе и потребности общения с ней. определять качества человека,
за
бабочкой.
Хромка.
опираясь на текстовое описание; рассматривать рисунки к тексту и подбирать
к ним свои названия;
определять верные и неверные высказывания;
«расселять» животных по «этажам» в соответствии с текстом и раскрашивать
рисунки. восстанавливать план рассказа;
выбирать слова, с помощью которых можно описать главных героев: бабочку
и щенка; разгадывать анаграммы. составлять и записывать новые слова,
используя слово «Хромка»
Рассказы
11
и сказки
Э. Шима
Неслышные
голоса.
Медведь-рыболов.
1
Знакомиться с краткой биографией Эдуарда Шима; вспоминать содержание
рассказа «Неслышные голоса»; определять жанр произведения и вписывать
данные о произведении в карточку; на основе предложенных слов для
справок составлять толкование слова; понимать, что такое вырубка и для чего
3 часа
она используется; вспоминать содержание рассказа и определять порядок
предложений; выбирать слова, которые характеризуют детей, и обосновывать
свой ответ; понимать, как барсуки общаются между собой; разгадывать
филворд; дорисовывать и раскрашивать картинку; рассуждать о бережном
отношении к природе, умении видеть соединять слова с рисунками; отвечать
на вопросы теста;
описывать медведя, используя предложенные слова;
разгадывать филворд; восстанавливать предложение интересное вокруг.
1
Определять героя произведения на основе загадки; определять, в какой
сборник можно поместить рассматриваемое произведение; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; извлекать
информацию о животных из предложенного дополнительного текста;
отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из текста с
рисунками; восстанавливать цитатный
план; используя слова для справок, описывать хомяка и объяснять значение
Молочком-то
12
1
лучше.
выбранных слов;
Дятел, Синицы, Пищухи
разгадывать ребусы на основе толкования зашифрованных слов; определять,
и Поползень.
что не сказочного было сказке -не сказке; рассуждать об умении видеть
интересное вокруг. соединять линиями название птицы, слова из текста и
рисунок; закрашивать соответственным цветом карточки со словаминазваниями птиц; записывать, кто такие насекомыми; описывать дятла,
используя слова для справок; разгадывать
кроссворд;
разгадывать
слово
и
отмечать
значение,
которое
ему
соответствует.
1
Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр
произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова
13
1
Заячье семейство.
из сказки и картинки животных; рассказывать, как мамы-звери говорят о
своих детёнышах и объяснять значение выбранных слов; разгадывать
филворд и записывать названия мам животных из сказки по количеству детей;
находить в таблице с буквами названия детёнышей животных и закрашивать
их; определять, почему сказку можно назвать
познавательной; рассуждать о бережном отношении к природе, умении
видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с рисунками;
рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детёнышах; разгадывать
филворд; находить названия детёнышей животных-мам из сказки и
закрашивать их.
Коррекционные задачи
Закрепление правильного фонетического оформления высказывания,
формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
Работа над лексическим и грамматическим значением слова. Формируется
умение правильно употреблять слово в связной речи, грамматически
правильно оформлять устное высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих
слов), обучение подробному, краткому или выборочному пересказу, устному
рассказу по картинке. Развитие вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.
1
Знакомиться с творчеством Георгия Скребицкого; беседовать о книгах
писателя, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно
поместить рассказ; определять жанр произведения; определять значение
непонятных слов в рассказе; составлять предложения с помощью слов для
14
Рассказы
справок; характеризовать героев и их поступки; разгадывать кроссворд;
и сказки
знакомиться с научными
Г
Белая шубка.
фактами из жизни зайцев (смена цвета шерсти); рассуждать чувстве
Скребиц
Пушок.
сострадания, умении помочь
кого
часа
3
в трудную минуту. находить соответствия между рисунком и отрывком из
текста; отвечать на вопросы
теста; размышлять о том, почему ёжик не убегал из дома; определять качества
людей, у которых жил ёжик; выяснять, какие чувства испытывал мальчик –
герой рассказа
Коррекционные задачи
Закрепление правильного фонетического оформления высказывания,
формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
Работа над лексическим и грамматическим значением слова. Формируется
умение правильно употреблять слово в связной речи, грамматически
правильно оформлять устное высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих
слов), обучение подробному, краткому или выборочному пересказу, устному
рассказу по картинке. Развитие вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.
1
Вспоминать содержание рассказа «Длинноносые рыболовы» и отвечать на
вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении
в карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; составлять
предложения; дополнять
план рассказа; выбирать качества, которые
соответствуют главному герою; подбирать другой заголовок к рассказу;
разгадывать шифровки.
Коррекционные задачи
Длинноносые рыболовы.
15
1
Закрепление правильного фонетического оформления высказывания,
Длиннохвостые
формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
разбойники.
Работа над лексическим и грамматическим значением слова. Формируется
умение правильно употреблять слово в связной речи, грамматически
правильно оформлять устное высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих
слов), обучение подробному, краткому или выборочному пересказу, устному
рассказу по картинке. Развитие вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.
1
Вспоминать содержание сказки «Сказка о Весне» и отвечать на вопросы;
определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
16
1
Сказка о Весне. Дружба.
карточку; определять значение непонятных
слов в сказке; знакомиться с приметами весны, приводить свои примеры
весенних примет; определять чувства главной героини сказки; подбирать
слова-ассоциации к слову «весна»; определять по обложкам тематику
произведений; выяснять, в какой сборник можно поместить произведение
«Сказка о Весне»;
сопоставлять героев и их слова; рассуждать о бережном отношении к
природе, умении видеть изменения в природе. Заполнять карточку с данными
о произведении; находить соответствия между
словами героев и рисунками; выбирать карточки с приметами весны, о
которых говорится в сказке; называть и записывать свои весенние приметы;
определять, какие чувства испытывала главная героиня сказки . Весна;
подбирать и записывать слова- ассоциации к слову «весна»; отвечать на
вопросы по тексту; восстанавливать план рассказа; определять, какие чувства
испытывал читатель при
прочтении рассказа; размышлять о том, почему грач не стал бояться людей;
определять качества людей, у которых жил грач; разгадывать кроссворд.
Коррекционные задачи
Закрепление правильного фонетического оформления высказывания,
формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
Работа над лексическим и грамматическим значением слова. Формируется
умение правильно употреблять слово в связной речи, грамматически
правильно оформлять устное высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих
слов), обучение подробному, краткому или выборочному пересказу, устному
рассказу по картинке. Развитие вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.
Вспоминать названия произведений, героев и их клички; выяснять, чему учат
1
нас сказки и рассказы природоведческого характера; вспоминать содержание
произведений и отвечать на вопросы теста; называть произведения и
17
1
Итоговое занятие
выписывать название и фамилию автора на обложку; находить соответствия
между писателями и их произведениями; разгадывать кроссворд и шифровку;
размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий
природу; заполнять лист самооценивания.
Отвечать на вопросы теста; вписывать названия и автора произведений на
обложку книг; находить соответствие между кличками животных – героев
произведений
и
их
рисунками;
вспоминать
и
записывать
названия
произведений, где встречаются герои – заяц и ёж; находить соответствия
между
писателями и их произведениями; определять, чему учат читателей рассказы
и сказки природоведческого характера; размышлять о том, какими качествами
должен обладать человек, любящий природу; разгадывать кроссворд;
разгадывать зашифрованное слово.
Коррекционные задачи
Закрепление правильного фонетического оформления высказывания,
формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
Работа над лексическим и грамматическим значением слова. Формируется
умение правильно употреблять слово в связной речи, грамматически
правильно оформлять устное высказывание, отвечать на вопросы по
содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих
слов), обучение подробному, краткому или выборочному пересказу, устному
рассказу по картинке. Развитие вербальной памяти, вербального восприятия,
речемыслительной деятельности.
Тематическое планирование 3 класс
По страницам добрых книг
№
п/п
Тема
Основное содержание
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
темы
Теория
(на уровне учебных действий)
1
1
Осеевой
1 час
В.
Практика
Контроль
Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг».
Знакомиться с краткой биографией В. Осеевой; определять тему
Рассказы и
сказки
17 часов
Отомстила.
Волшебная иголочка.
произведения; записывать лексическое значение слова; выяснять значение
выражений,
встречающихся
в
тексте;
вспоминать
содержание рассказа и составлять картинный план; отвечать на вопросы
текста; анализировать, какие чувства испытывал главный герой на
протяжении
всего
рассказа;
формулировать
письменные
ответы;
рассуждать о том, что в семье должны быть дружеские отношения;
соотносить рисунки и отрывки из текста; вспоминать содержание рассказа
и отвечать на вопросы; анализировать, какими качествами обладает герой
рассказа; рассуждать о том, что нужно быть трудолюбивым, добрым,
отзывчивым, готовым прийти на помощь;
оценивать свою работу на
уроке.
1
Знакомиться с краткой биографией Нины Артюховой; определять тему
произведения; давать характеристику героев рассказа; находить в отрывке
из
рассказа
предложение,
отражающее
главную мысль; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы;
рассуждать и дополнять высказывание; выяснять смысл пословиц;
рассуждать
Рассказы
2
Н.
Подружки.
Артюховой
Три копухи.
о
доброжелательным
том,
к
что
каждому
окружающим
пониманием, дорожить дружбой;
людям,
делу
нужно
относиться
к
быть
ним
с
Определять тему произведения;
выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте; делить
4 часа
текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть; составлять из
частей загадку и разгадывать её; формулировать письменные ответы;
отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выяснять идейное
содержание произведения с помощью пословиц; оценивать свою работу на
уроке.
1
Определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений,
встречающихся в тексте; рассказа и составлять картинный план; давать
характеристику герою; выяснять идейное
содержание произведения с
помощью пословиц; рассуждать о том, что нужно отвечать за свои
3
Камень.
поступки; соотносить рисунок и отрывок из текста; составлять план
Форфоровые шаги.
текста;
составлять
и
записывать свой вопрос по содержанию рассказа; рассуждать и
записывать ответ по содержанию рассказа; рассуждать о том, что нужно
быть чутким, добрым к окружающим людям; выяснять значение
выражений, встречающихся в тексте; делить текст на смысловые части и
останавливать
план рассказа; вспоминать содержание рассказа и отвечать на вопросы;
анализировать, поведение главных героев, заполнять кроссворд с
помощью
слов для справок; формулировать
письменные
ответы;
оценивать свою работу на уроке.
Отвечать на вопросы текста; отвечать на вопросы по содержанию рассказа
1
и восстанавливать сюжетную линию рассказа; давать характеристику
герою,
используя
слова
для
справок,
составлять
и
записывать вопрос по содержанию рассказа; давать письменный ответ на
4
Строгая
бабушка.
Совесть
заговорила.
вопрос; определять пословицы, которые послужат советом; рассуждать о
том, что нужно стараться учиться;
Новые соседи.
объяснять смысл пословиц и
фразеологизмов, встречающихся в рассказе; анализировать поведение
главных героев и выяснять черты их характера; составлять из частей слов
загадку и разгадывать её; формулировать письменные ответы; рассуждать
о
том,
что
нужно
нести
ответственность
за
свои поступки; оценивать свою работу на уроке.
1
Делить текст на смысловые части; восстанавливать план рассказа;
выяснять
значение
выражений,
встречающихся в тексте; вспоминать содержание рассказа и отвечать на
вопросы; анализировать, какие чувства испытывал герой на протяжении
всего рассказа; формулировать письменные ответы; рассуждать о том, что
Большая берёза. Мяу.
5
нужно уметь держать своё обещание и не причинять своими поступками
Кролик и репутация.
страдания другому человеку; предлагать свой вариант заголовка; отвечать
на вопросы по содержанию текста и восстанавливать цитатный план;
составлять и записывать вопрос по содержанию рассказа; находить в
отрывках
из
текста предложения,
которые
отвечают на
вопрос;
рассуждать о том, что нужно быть чутким по отношению к животным
Рассказы
6
Л.Воронко
вой
1 час
1
Знакомиться с краткой биографией Любови Воронковой; определять тему
Что сказала бы мама.
произведения; записывать лексическое значение слова; выяснять значение
Ласковое слово.
слов, встречающихся в тексте; анализировать, какими качествами
обладают герои рассказа; формулировать письменные развёрнутые
ответы;
выяснять
смысл пословиц; рассуждать о том, что нужно быть добрым, отзывчивым,
готовым прийти на помощь; предлагать свой вариант заголовка; отвечать
на вопросы по содержанию текста и восстанавливать цитатный план;
выполнять
задание
с
выбором
ответов; анализировать
поведение
героя, определять качества характера ; выяснять идейное содержание
произведения с помощью пословиц; оценивать свою работу на уроке.
1
Знакомиться с краткой биографией Евгения Пермяка; определять тему
произведения; записывать лексическое значение слова; выяснять значение
слов, встречающихся в тексте; составлять вопрос по содержанию рассказа;
Рассказы
7
Е. Пермяка
2 часа
анализировать,
какими
формулировать
письменные
рассуждать
Чужая
калитка.
о
том,
качествами
ответы;
что
обладает
герой
рассказа;
выяснять
смысл
пословиц;
нужно
быть
трудолюбивым,
добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь; Определять тему
Надёжный человек.
произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в
тексте;
работать
с
сюжетными
картинками;
формулировать письменные ответы; отвечать на вопросы по содержанию
рассказа; выяснять идейное содержание произведения с помощью
понимания
чувств
главного
героя;
подбирать
слова
ассоциации;
рассуждать о том, как важно уметь быть хорошим другом и совершать
благородные поступки оценивать свою работу на уроке.
1
Выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте; делить
текст на смысловые части и находить ключевые слова; формулировать
письменные ответы; отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
8
Обманное
Славка.
озеро.
выполнять
задание
анализировать
тестового
поведение
героя;
характера;
определять
отгадывать
качества
загадку;
характера;
рассуждать о том, почему важно любить природу; называть словаассоциации; анализировать поведение и характер главного героя;
определять идейное
помощью
содержание пословиц; заполнять кроссворд с
слов для справок; формулировать
письменные
ответы;
рассуждать о трудолюбии, усердии.
1
Знакомиться с краткой биографией Виктора Драгунского; определять тему
произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в
тексте; пользоваться словами для справок для описания героев рассказа;
Рассказы
9
В.
Сверху,
Драгунског
наискосок.
анализировать, какие чувства испытывал главный герой на протяжении
вниз,
всего рассказа; формулировать письменные ответы; находить в рассказе
ответы на поставленные вопросы; выяснять смысл пословиц; делить текст
о 2 часа
на смысловые части; рассуждать о том, что каждому делу нужно учиться;
оценивать свою работу на уроке.
1
Определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений,
встречающихся
Надо
10
иметь
в
тексте;
делить
текст
на
смысловые
части;
восстанавливать план рассказа; формулировать письменные ответы;
чувство
отвечать на вопросы по содержанию рассказа; подбирать слова-
юмора.
ассоциации; рассуждать о том, что нужно уметь посмотреть на себя со
стороны,
посмеяться
над
самим
собой;
оценивать
свою работу на уроке.
1
Знакомиться с краткой биографией Николая Носова; определять тему
произведения; отвечать на вопросы текста; восстанавливать план рассказа;
давать характеристику герою рассказа; находить в рассказе ответы на
Рассказы
11
и сказки Н.
Носова
3
Леденец.
Прятки.
поставленные вопросы; составлять и записывать правила поведения;
Замазка.
выяснять
смысл
часа
пословиц;
ответственности
рассуждать
о
том,
что
нужно
иметь
чувство
за свои поступки и слушаться родителей; оценивать
свою работу на уроке.
1
Определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений,
встречающихся
12
Про репку. Клякса.
в
тексте;
пользоваться словами для справок для описания героев рассказа; отвечать
на вопросы текста; выяснять, какие действия совершали герои текста;
формулировать письменные ответы; находить в рассказе ответы на
поставленные вопросы; работать сюжетной картинкой; выяснять значение
слова, встречающегося в тексте; отвечать на вопросы текста; отвечать на
вопросы
по
содержанию
характеристику
герою,
рассказа
используя
и
составлять
слова
для
план;
справок;
давать
выяснять
идейное содержание произведения с помощью пословиц; рассуждать о
том, что, совершая любой поступок, необходимо подумать о последствиях
рассуждать
о
том,
что
нужно
верить
в
себя
и
свои
силы; оценивать свою работу на уроке.
1
Определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; вспоминать
содержание
13
рассказа
и
Карасик.
восстанавливать сюжетную линию рассказа; составлять и записывать
Про тигра.
правила поведения; выяснять смысл пословиц; выполнять задания
занимательного характера; рассуждать о том, что нужно быть честным
1
Знакомиться с краткой биографией Аркадия Гайдара; определять тему
произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в
тексте;
Рассказ
14
А. Гайдара
пользоваться
словами
для
справок
для
описания героев рассказа; анализировать, какие чувства испытывал
Совесть
главный герой на протяжении всего рассказа; формулировать письменные
1 час
ответы; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; выяснять
смысл пословиц; рассуждать о том, что значит поступать по совести;
оценивать свою работу на уроке.
1
Знакомиться с краткой биографией Михаила Зощенко; определять тему
произведения; выяснять лексическое значение слова «кузнец»; находить
соответствие между рисунком и текстом; пользоваться словами для
Рассказы
15
М.
Зощенко 2
часа
Трусишка
Показательный
ребёнок.
Вася.
справок для описания героев рассказа; анализировать, какие чувства
испытывал главный герой на протяжении всего рассказа; формулировать
письменные краткие ответы; находить в рассказе ответы на поставленные
вопросы;
выяснять
смысл
пословиц;
рассуждать о том, что нужно быть смелым, послушным. Определять тему
произведения;
выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте;
вспоминать
содержание
рассказа
и
составлять
картинный
план;
формулировать письменные ответы; отвечать на вопросы по содержанию
рассказа; выполнять задание занимательного характера; рассуждать о том,
что
маленьким детям нужно знать свой домашний адрес;
1
Определять тему произведения; работать с сюжетными картинками к
рассказу, подбирать к ним предложения
из текста; вспоминать
содержание рассказа и отвечать на вопросы
текста; анализировать
поведение главных героев и выяснять черты их характера; заполнять
Лёля
16
и
Минька.
кроссворд
Бабушкин подарок.
помощью
Не надо врать.
рассуждать
с
слов для справок; формулировать
о
том,
письменные
что
нужно
ответы;
быть
скромным, щедрым и послушным человеком; определять пословицы,
которые послужат советом; рассуждать о том, что нужно говорить правду;
оценивать свою работу на уроке
1
Вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы текста;
описывать
название
и
авторов
произведений на обложку книг; называть авторов и названия рассказов;
размышлять
17
Итоговое занятие.
о
том,
чему
учат
читателей
рассказы
о
детях
и
взаимоотношениях между ними; вспоминать и записывать пословицы о
честности,
добре,
нравственными
кроссворд;
труде,
совести,
качествами должен
оценивать
дружбе;
выяснять,
какими
обладать человек; разгадывать
себя,
определять,
какими видами учебной деятельности овладел и на каком уровне;
заполнять лист самооценивания.
Тематическое планирование 4 класс
Живые страницы истории.
№
п/п
Тема
Основное
Количество часов
содержание темы
теория
1
17 часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
практика
Контроль
(на уровне учебных действий)
Знакомство с курсом "Живые страницы истории"; с авторами,
которые писали на патриотические темы; рассуждать о том, что такое
Рассказы
1
об
исторических
событиях
века
XX
С. Алексеев
патриотизм, уважение к своей Родине. Знакомиться с героями
"Брестская
рассказа - защитниками Москвы; называть дату обороны Москвы;
крепость",
"Они
знакомиться с медалью "За оборону Москвы"; рассуждать о подвиге
защищали Москву"
и героизме великого русского народа; выбирать пословицы, которые
встречаются в рассказе; находить авторскую характеристику героя.
1
Знакомиться с биографией А. Цессарского; с героями рассказа;
давать характеристику героям; с медалью "Партизану Отечественной
2
А. Цессарский
войны"; рассуждать о значении партизан в годы войны; составлять
"Операция "Мост".
вопрос по содержанию книги; отвечать на вопросы; разгадывать
кроссворд.
1
Знакомиться с краткой биографией Ю. Стрехнина; с героямизащитниками Севастополя; записывать их имена; знакомиться с
3
Ю. Стрехнин
медалью "За оборону Севастополя" и "За оборону Одессы"; отвечать
"Крепость
на вопросы текста; называть даты обороны Севастополя и Одессы;
черноморцев", "Город
восстанавливать отрывок из текста; выяснять значения слов;
отважных"
устанавливать соответствие; определять какими качествами обладали
герои войны.
1
4
Знакомиться
с
краткой
биографией
В.
Богомолова;
давать
В. Богомолов
характеристику героям- защитникам Сталинграда; знакомиться с
"За
медалью "За оборону Сталинграда"; соединять отрывки произведения
оборону
Сталинграда".
с
рисунками;
выполнять
задания
занимательного
характера;
продолжать высказывание; оценивать свою работу на уроке.
1
Знакомиться с биографией А. Насибова; с героями рассказазащитниками Кавказа; давать характеристику героям; знакомиться с
А. Насибов
5
"За
медалью
оборону
"За
оборону
Кавказа";
устанавливать
соответствия;
выяснять значения слов; работать со словами для справок;
Кавказа".
рассуждать о подвиге великого русского народа; оценивать свою
работу на занятии.
1
Знакомиться с биографией М. Лободина; с героями рассказа защитниками Ленинграда; давать характеристику героям; называть
дату начала и окончания обороны Ленинграда; знакомиться с
М. Лободин
6
"За
медалью "За оборону Ленинграда"; отвечать на вопросы по
оборону
содержанию; соединять отрывки из произведений с рисунками;
Ленинграда".
определять последовательность действий в рассказе; составлять из
слов строку из стихотворения.
1
Знакомиться
с
героями-
моряками
Заполярья,
моряками-
подводниками; знакомиться с гвардейской лентой и медалью "За
7
оборону Северного Заполярья"; выяснять значения слов; определять
А. Митяев
какими качествами обладали моряки-подводники; знать название и
В холодном море".
годы исторического события, описанного в рассказе; определять
название события по изображению медали.
1
8
Е. Воробьёв
рассказа; давать характеристику героям; с медалью " За отвагу";
"Тринадцатый
записывать своё отношение к герою; выполнять задания на
лыжник".
Шишов
А
соответствие; находить верные ответы из предложенных; рассуждать
"Лесная
о нелёгкой судьбе детей во время Великой Отечественной войны;
девочка"
9
Знакомиться с биографией Е. Воробьёва и А. Шишова; с героями
В. Воскобойников
разгадывать кроссворд.
1
Знакомиться с биографией В. Воскобойникова; с героями рассказа -
"В
городе
на
тружениками тыла; давать характеристику героям; с медалью " За
Каме".
доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
А
Митяев
находить в тексте предложения к соответствующим рисункам;
"Землянка", "Мешок
отвечать на вопросы по содержанию рассказов; выяснять значение
овсянки".
слов и выражений; формулировать письменный ответ на вопрос;
рассуждать о нелёгких буднях солдат и героизме тружеников тыла;
оценивать свою работу на занятии.
1
мальчишек,
Л. Кассиль
10
"Плот
"должности" ребят из группы; определять какими качествами
обладали ребята; заполнять кроссворд.
1
11
Сергеев
Знакомиться с биографией С. Сергеева-Ценского; с героиней рассказа
- санитаркой Зиной; составлять описание героини; выяснять значение
-
Ценский
слов и выражений; устанавливать соответствия; составлять из слов
"Хитрая девчонка"
поговорку.
1
Знакомиться с биографией Б. Лавренёва; с героем рассказа разведчиком Колей Вихровым; составлять и записывать вопрос по
Б. Лавренёв
12
занимающихся переправой; давать характеристику
героям; находить верные ответы из предложенных; вписывать
Алексея
Андреевича".
С.
Знакомиться с биографией Л. Кассиля; с героями рассказа -отрядом
содержанию; записывать имена героев рассказа; рассуждать о роли
"Разведчик
детей в годы войны; соединять отрывки из текста с рисунками;
Вихров"
составлять пословицу; оценивать свою работу на занятии.
Знакомиться с героями рассказа - освободителями Кёнигсберга;
Е. Воробьёв
13
"Последние
выстрелы"
1
называть дату взятия Кёнигсберга; знакомство с медалью "За взятие
Кёнигсберга"; отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
соединять
части
предложений;
определять
предложений; разгадывать кроссворд.
последовательность
1
Знакомиться с краткой
биографией В. Даненбурга; с героями
рассказа - освободителями Вены и Будапешта; давать характеристику
героям; знакомство
14
с медалью " За взятие Вены" и "За взятие
В. Даненбург
Будапешта"; выяснять значения слов; выполнять задания творческого
"Весенняя
характера;
музыка
определять
знать
какими
название
качествами
и
дату
обладали
начала
и
герои
Вены", "Чтоб всегда
произведения;
окончания
было солнце".
исторического события, описанного в рассказе; отвечать на вопросы
текста; выполнять задания тестового характера; описывать подвиг
героев.
1
15
Знакомиться с героями рассказов; давать характеристику героям -
С. Алексеев
освободителям Берлина и Праги; знать дату взятия Берлина и
"Последний
освобождения Праги; знакомство с медалью "За взятие Берлина" и
штурм".
"За освобождение Праги"; работать со словами для справок;
Д.Джин
рассуждать о подвиге и героизме великого русского народа;
"За
соединять части предложений; восстанавливать текст; вписывать
освобождение
Праги".
имена и фамилии героев рассказа; выполнять задания занимательного
характера; разгадывать кроссворд; оценивать свою работу на занятии.
1
Знакомиться с краткой биографией Ю. Нагибина; знакомиться со
страницами
Ю. Нагибин
16
"Рассказы
биографии
характеристику
о
космонавта
герою;
называть
Юрия
его
Гагарина;
качества
давать
личности;
восстанавливать предложения; выяснять значения слов; разгадывать
Гагарине".
анаграммы и кроссворд; рассуждать о подвиге великого космонавта;
оценивать свою работу на занятии.
1
Вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы теста;
вписывать названия и авторов произведений на обложку книг;
17
Итоговое занятие.
записывать даты и названия исторических событий на ленте времени;
подписывать названия
медалей и соединять их с изображением;
определять, какие нравственно-патриотические качества человека
формируют рассказы, прочитанные в курсе "Живые страницы
истории";оценивать себя, определять, какими видами учебной
деятельности овладели и на каком уровне.