1. Планируемые результаты
1.1 Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.2 Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной
деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладение
логическими
действиями
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
классификации,
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
установления
аналогий
и
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
1.3 Предметные результаты
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному
развитию;
развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской
Федерации;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и
места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их
формирования в России;
понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое
мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов
на последующих уровнях общего образавония
2. Содержание
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в
культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3. Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№
Тема
Основное содержание темы
Количество часов
Характеристика основных
Теория
видов деятельности ученика
Практика
Контроль
(на уровне учебных действий)
1
Блок 1. Введение.
Россия-наша Родина.
Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести
1
Духовные
учебный, межкультурный диалог. Различать способы и
ценности
и
средства
познания
духовных
традиций.
Оценивать
нравственные
результаты своей работы на уроке и во внеурочной
идеалы в жизни
деятельности. Понимать значение духовных традиций
человека
народов России в жизни человека, семьи, общества.
и
общества.
Осознавать
ценность
дружеских
отношений
между
людьми.
2
Основы
мировых
Культура и религия
1
1
Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал,
религиозных
материальная
культура
культур часть 1
Прогнозировать
и
духовная
содержание
урока.
культура.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного
текста.
Рассказывать
об
основных
религиях, распространённых на территории России; о
взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и
религии, о предпосылках возникновения и нравственных
основах мировых религий. Различать традиционные и
нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности
мировых
и
религиозные
национальных
основы
религий.
отдельных
явлений
Определять
культуры.
Выявлять в них общность и различие, приводить
примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Религии мира и их основатели
1
1
Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в
Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, об
истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и
буддизма.
Определять
нравственные
основы
традиционных религий. Работать с картой. Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Священные
книги
религий
1
мира
1
Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий
Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать
содержание
прочитанного
текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма,
христианства, ислама. Определять сходство этических
постулатов
священных
книг
религий
мира.
Совершенствовать умения в области коммуникации,
чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные
вопросы
разных
высказывания.
типов,
Проверять
построения
себя
и
связного
самостоятельно
оценивать свои достижения.
Хранители
религиях мира
предания
в
1
Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ,
священник, имам, лама. Прогнозировать содержание
урока.
Читать
осмысливать
Рассказывать
и
воспринимать
содержание
о
том,
когда
прочитанное,
прочитанного
появились
текста.
хранители
предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют
раввины;
об
иерархии
христианской
церкви;
об
организации мусульманской общины; о буддистской
сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с
личным жизненным опытом, опытом других людей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание
прочитанного текста.
Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние,
Человек
в
религиозных
2
1
традициях мира
воздаяние — в контексте религиозных традиций мира.
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления
зла и возможностях его преодоления в контексте традиций
буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить
понятия добра и зла с личным опытом, опытом других
людей. Устанавливать связи полученных знаний со
знаниями по литературному чтению и окружающему миру.
Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание
прочитанного текста.
Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз,
мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного
текста.
Рассказывать
об
основных
действиях верующего человека в религиозных традициях
мира, о том, что делает верующий человек для общения с
Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра.
Приводить примеры религиозного поведения людей из
личного опыта и опыта других людей, из литературных
источников. Выражать позитивное ценностное отношение
к поведению религиозных людей. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Священные сооружения
1
1
Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть,
ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать
и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о назначении и
устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы
и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и
назначении священных сооружений. Осознавать при
нахождении в священных сооружениях необходимость
соблюдения
правил
поведения,
принятых
в
соответствующей религиозной общине. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Искусство в
1
1
Понимать роль искусства в религиозных культурах.
религиозной
Прогнозировать
культуре
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного
содержание
текста.
урока.
Рассказывать
Читать
об
и
общих
особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме,
буддизме.
Устанавливать
взаимосвязь
особенностей
религиозного искусства с традициями веры. Использовать
знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему
миру,
для
осмысления
взаимосвязи
светского и религиозного искусства. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Творческие работы учащихся
1
Иметь представление о материале, изученном на уроках
модуля «Основы мировых религиозных культур», о
Презентация
работ
творческих
1
содержании учебного проекта и способах его реализации.
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Обобщать и систематизировать
знания;
планировать
самостоятельную
Представлять
работу.
результаты
и
корректировать
Работать
в
коллективной
группе.
или
индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы.
3
Основы
мировых
Религии России
1
1
Рассказывать об основных этапах возникновения и
религиозных
развития православия и других религий в России, о том,
культур часть 2
как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую
роль сыграло православие в истории России, какую роль в
истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам,
буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру.
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Работать в группе и представлять
результаты
коллективной
работы.
Комментировать
иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Аргументировать
небольшой
свою
точку
текст-рассуждение
зрения.
на
Составлять
заданную
тему.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы.
Религия и мораль
1
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях
традиционных религий. Развивать ценностное отношение
к
собственным
поступкам.
Использовать
знания,
полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру,
для
осмысления
нравственного
содержания религий. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Нравственные
религиях мира
заповеди
в
1
Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и
христианства,
о
буддийском
учении
Прогнозировать
нравственном
о
содержание
учении
поведении
урока.
ислама,
о
человека.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях
традиционных религий. Развивать ценностное отношение
к
собственным
поступкам.
Использовать
знания,
полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру,
для
осмысления
нравственного
содержания религий. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Религиозные
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о
1
ритуалы.
том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли;
какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме
и иудаизме. Прогнозировать содержание урока. Читать
и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного
области
текста.
Совершенствовать
коммуникации,
чтения
умения
и
в
понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов,
построения связного высказывания. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Обычаи и
обряды.
1
Понимать значение понятия «обряды». Рассказывать о
религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое
обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают
обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Осознавать важность толерантного
отношения к обычаям и обрядам различных религиозных
культур.
Совершенствовать
умения
в
области
коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов
на учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания.
Проверять
себя
и
оценивать результаты учебной работы.
самостоятельно
Религиозные
ритуалы
в
1
искусстве
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Осознавать важность толерантного
отношения к обычаям и обрядам различных религиозных
культур.
Совершенствовать
умения
в
области
коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов
на учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Прогнозировать
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
1
Календари религий мира.
прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках
иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать
важность
толерантного
отношения
к
праздникам
и
обычаям различных религиозных культур. Работать в
группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст
с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Праздники в религиях мира
1
Понимать культурно-исторический и этический смысл
праздников
традиционных
Прогнозировать
содержание
религий
урока.
России.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках
иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать
важность
толерантного
отношения
к
праздникам
и
обычаям различных религиозных культур. Работать в
группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст
с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Семья, семейные ценности
1
Рассказывать о том, как традиционные религии России
относятся к семье. Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание
прочитанного
текста.
Понимать
необходимость ответственного отношения к семейным
ценностям. Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру, для
осмысления ценности семьи в светской и религиозной
традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы.
Долг,
ответственность,
свобода,
учение
1
и
Понимать
значение
понятий:
долг,
свобода,
ответственность, труд — в контексте традиционных
труд
религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт
других
людей,
литературному
знания,
чтению
полученные
и
на
окружающему
уроках
по
миру,
для
осмысления ценности долга, ответственности, труда в
светской и религиозных традициях. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Милосердие, забота о слабых,
1
Объяснять
нравственный
смысл
милостыни.
взаимопомощь,
проблемы
социальные
общества
отношение
к
ним
Прогнозировать
и
содержание
урока.
Читать
и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
разных
прочитанного
религий.
текста.
Рассказывать
о
традициях
милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме,
о том, как разные религии учат состраданию, милосердию
и помощи людям. Понимать необходимость проявления
милосердия в собственном поведении. Комментировать
иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы.
Любовь
и
уважение
к
1
Отечеству.
Рассказывать
духовных
об
исторических
традиций
в
этапах
России.
становления
Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.
Объяснять значение духовных традиций народов России,
важность их изучения и сохранения. Сопоставлять
понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество»,
«служение». Размышлять о духовном мире человека, о
культурных традициях и их значении в жизни человека,
семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
4
Духовные
Патриотизм
традиции
многонационального
многонационально
многоконфессионального
учебника или словаря. Использовать их при создании
го народа России
народа России.
собственных
1
и
Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять
значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
текстов
(устных
и
письменных).
Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ.
Отвечать на вопросы по содержанию других модулей.
Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и
сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и
рассуждать на морально-этические темы; соотносить
морально-нравственные проблемы с личным опытом.
Писать
сочинение.
индивидуальной
Представлять
учебной
результаты
деятельности
(доклады,
выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Подготовка
творческих
1
проектов
1
Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять
важнейшие
нравственные
понятия
курса
ОРКСЭ.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника или словаря. Использовать их при
создании собственных текстов (устных и письменных).
Систематизировать и обобщать знания, полученные на
предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять
факты, находить аналогии в моральных законах разных
народов России. Размышлять и рассуждать на моральноэтические
темы;
соотносить
морально-нравственные
проблемы с личным опытом. Представлять результаты
индивидуальной
учебной
деятельности
(доклады,
выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Презентации
проектов
творческих
1
Прогнозировать
результаты
работы
на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника или словаря. Использовать их при
создании собственных текстов (устных и письменных).
Семья в буддийской культуре. Семейные традиции.
Родовое древо Рассказывать о важнейших семейных
ценностях
народов
России.
Систематизировать
и
обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты,
находить
аналогии.
индивидуальной
Представлять
учебной
деятельности
результаты
(доклады,
выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достиженя