Основы религиозных культур и светской этики ФГОС НОО

1. Планируемые результаты
1.1 Личностные результаты


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;



развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать



конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.2 Метапредметные результаты


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её



осуществления;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и



условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие



коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной



деятельности;



адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных



коммуникативных и познавательных задач;



умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;



овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в



соответствии с задачами коммуникации;



овладение

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации,

причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

установления

аналогий

и



готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого



иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;



адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1.3 Предметные результаты


готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;



знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных



отношений в семье и обществе;



понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;



формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и



современности России;



первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;



становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на



свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;



осознание ценности человеческой жизни

Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:


понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;



поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных



традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;



осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному



развитию;



развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме,



иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской



(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской



Федерации;



ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:


раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и

места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное
искусство, отношение к труду и др.);


ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их

формирования в России;


понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории

России;


излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;



соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое

мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
 развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
 устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
 выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
 акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов
на последующих уровнях общего образавония
2. Содержание
Основы мировых религиозных культур

Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в
культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3. Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№

Тема

Основное содержание темы

Количество часов

Характеристика основных

Теория

видов деятельности ученика

Практика

Контроль

(на уровне учебных действий)
1

Блок 1. Введение.

Россия-наша Родина.

Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести

1

Духовные

учебный, межкультурный диалог. Различать способы и

ценности

и

средства

познания

духовных

традиций.

Оценивать

нравственные

результаты своей работы на уроке и во внеурочной

идеалы в жизни

деятельности. Понимать значение духовных традиций

человека

народов России в жизни человека, семьи, общества.

и

общества.

Осознавать

ценность

дружеских

отношений

между

людьми.
2

Основы

мировых

Культура и религия

1

1

Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал,

религиозных

материальная

культура

культур часть 1

Прогнозировать

и

духовная

содержание

урока.

культура.
Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного

текста.

Рассказывать

об

основных

религиях, распространённых на территории России; о
взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и
религии, о предпосылках возникновения и нравственных
основах мировых религий. Различать традиционные и
нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности
мировых

и

религиозные

национальных
основы

религий.

отдельных

явлений

Определять
культуры.

Выявлять в них общность и различие, приводить
примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.

Религии мира и их основатели

1

1

Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в
Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, об
истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и
буддизма.

Определять

нравственные

основы

традиционных религий. Работать с картой. Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Священные

книги

религий

1

мира

1

Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий
Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать

содержание

прочитанного

текста.

Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма,
христианства, ислама. Определять сходство этических
постулатов

священных

книг

религий

мира.

Совершенствовать умения в области коммуникации,
чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные
вопросы

разных

высказывания.

типов,

Проверять

построения
себя

и

связного

самостоятельно

оценивать свои достижения.
Хранители
религиях мира

предания

в

1

Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ,
священник, имам, лама. Прогнозировать содержание
урока.

Читать

осмысливать
Рассказывать

и

воспринимать

содержание
о

том,

когда

прочитанное,

прочитанного
появились

текста.
хранители

предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют
раввины;

об

иерархии

христианской

церкви;

об

организации мусульманской общины; о буддистской
сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с
личным жизненным опытом, опытом других людей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание
прочитанного текста.
Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние,
Человек

в

религиозных

2

1

традициях мира

воздаяние — в контексте религиозных традиций мира.
Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления
зла и возможностях его преодоления в контексте традиций
буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить
понятия добра и зла с личным опытом, опытом других
людей. Устанавливать связи полученных знаний со
знаниями по литературному чтению и окружающему миру.
Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание
прочитанного текста.
Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз,
мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного

текста.

Рассказывать

об

основных

действиях верующего человека в религиозных традициях
мира, о том, что делает верующий человек для общения с
Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра.
Приводить примеры религиозного поведения людей из
личного опыта и опыта других людей, из литературных
источников. Выражать позитивное ценностное отношение
к поведению религиозных людей. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Священные сооружения

1

1

Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть,
ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать
и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о назначении и
устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы

и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и
назначении священных сооружений. Осознавать при
нахождении в священных сооружениях необходимость
соблюдения

правил

поведения,

принятых

в

соответствующей религиозной общине. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Искусство в

1

1

Понимать роль искусства в религиозных культурах.

религиозной

Прогнозировать

культуре

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного

содержание
текста.

урока.

Рассказывать

Читать
об

и

общих

особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме,
буддизме.

Устанавливать

взаимосвязь

особенностей

религиозного искусства с традициями веры. Использовать
знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему

миру,

для

осмысления

взаимосвязи

светского и религиозного искусства. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Творческие работы учащихся

1

Иметь представление о материале, изученном на уроках
модуля «Основы мировых религиозных культур», о

Презентация
работ

творческих

1

содержании учебного проекта и способах его реализации.
Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Обобщать и систематизировать
знания;

планировать

самостоятельную
Представлять

работу.
результаты

и

корректировать

Работать

в

коллективной

группе.
или

индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы.

3

Основы

мировых

Религии России

1

1

Рассказывать об основных этапах возникновения и

религиозных

развития православия и других религий в России, о том,

культур часть 2

как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую
роль сыграло православие в истории России, какую роль в
истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам,
буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру.
Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Работать в группе и представлять
результаты

коллективной

работы.

Комментировать

иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Аргументировать
небольшой

свою

точку

текст-рассуждение

зрения.
на

Составлять

заданную

тему.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы.
Религия и мораль

1

Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях
традиционных религий. Развивать ценностное отношение
к

собственным

поступкам.

Использовать

знания,

полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру,

для

осмысления

нравственного

содержания религий. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Нравственные
религиях мира

заповеди

в

1

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и
христианства,

о

буддийском

учении

Прогнозировать

нравственном
о

содержание

учении

поведении
урока.

ислама,

о

человека.
Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях

традиционных религий. Развивать ценностное отношение
к

собственным

поступкам.

Использовать

знания,

полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру,

для

осмысления

нравственного

содержания религий. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Религиозные

Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о

1

ритуалы.

том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли;
какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме
и иудаизме. Прогнозировать содержание урока. Читать
и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного
области

текста.

Совершенствовать

коммуникации,

чтения

умения

и

в

понимания

прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов,
построения связного высказывания. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Обычаи и
обряды.

1

Понимать значение понятия «обряды». Рассказывать о
религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое
обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают
обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.
Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Осознавать важность толерантного
отношения к обычаям и обрядам различных религиозных
культур.

Совершенствовать

умения

в

области

коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов
на учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания.

Проверять

себя

и

оценивать результаты учебной работы.

самостоятельно

Религиозные

ритуалы

в

1

искусстве

Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Осознавать важность толерантного
отношения к обычаям и обрядам различных религиозных
культур.

Совершенствовать

умения

в

области

коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов
на учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания.

Проверять

себя

и

самостоятельно

оценивать результаты учебной работы.
Прогнозировать

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание

1
Календари религий мира.

прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках
иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать
важность

толерантного

отношения

к

праздникам

и

обычаям различных религиозных культур. Работать в
группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст
с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
Праздники в религиях мира

1

Понимать культурно-исторический и этический смысл
праздников

традиционных

Прогнозировать

содержание

религий
урока.

России.
Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках
иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать
важность

толерантного

отношения

к

праздникам

и

обычаям различных религиозных культур. Работать в
группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст
с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно

оценивать результаты учебной работы.

Семья, семейные ценности

1

Рассказывать о том, как традиционные религии России
относятся к семье. Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание

прочитанного

текста.

Понимать

необходимость ответственного отношения к семейным
ценностям. Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру, для
осмысления ценности семьи в светской и религиозной
традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы.
Долг,
ответственность,

свобода,
учение

1

и

Понимать

значение

понятий:

долг,

свобода,

ответственность, труд — в контексте традиционных

труд

религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт
других

людей,

литературному

знания,
чтению

полученные
и

на

окружающему

уроках

по

миру,

для

осмысления ценности долга, ответственности, труда в
светской и религиозных традициях. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Милосердие, забота о слабых,

1

Объяснять

нравственный

смысл

милостыни.

взаимопомощь,
проблемы

социальные

общества

отношение

к

ним

Прогнозировать

и

содержание

урока.

Читать

и

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание

разных

прочитанного

религий.

текста.

Рассказывать

о

традициях

милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме,
о том, как разные религии учат состраданию, милосердию
и помощи людям. Понимать необходимость проявления
милосердия в собственном поведении. Комментировать
иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы.

Любовь

и

уважение

к

1

Отечеству.

Рассказывать
духовных

об

исторических

традиций

в

этапах

России.

становления

Прогнозировать

содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.
Объяснять значение духовных традиций народов России,
важность их изучения и сохранения. Сопоставлять
понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество»,
«служение». Размышлять о духовном мире человека, о
культурных традициях и их значении в жизни человека,
семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы.
4

Духовные

Патриотизм

традиции

многонационального

многонационально

многоконфессионального

учебника или словаря. Использовать их при создании

го народа России

народа России.

собственных

1
и

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять
значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
текстов

(устных

и

письменных).

Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ.
Отвечать на вопросы по содержанию других модулей.
Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и
сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и
рассуждать на морально-этические темы; соотносить
морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Писать

сочинение.

индивидуальной

Представлять

учебной

результаты

деятельности

(доклады,

выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Подготовка

творческих

1

проектов

1

Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять
важнейшие

нравственные

понятия

курса

ОРКСЭ.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника или словаря. Использовать их при
создании собственных текстов (устных и письменных).
Систематизировать и обобщать знания, полученные на
предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять
факты, находить аналогии в моральных законах разных
народов России. Размышлять и рассуждать на моральноэтические

темы;

соотносить

морально-нравственные

проблемы с личным опытом. Представлять результаты
индивидуальной

учебной

деятельности

(доклады,

выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Презентации
проектов

творческих

1

Прогнозировать

результаты

работы

на

уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника или словаря. Использовать их при
создании собственных текстов (устных и письменных).
Семья в буддийской культуре. Семейные традиции.
Родовое древо Рассказывать о важнейших семейных
ценностях

народов

России.

Систематизировать

и

обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты,
находить

аналогии.

индивидуальной

Представлять

учебной

деятельности

результаты
(доклады,

выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достиженя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».