Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии
В результате изучения биологии выпускник научится определять:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; популяций; экосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот ве-ществ
и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведе-ния человека;
Получит возможность научиться:
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуни-кационных технологий) необходимую
информацию о живых организмах; избирательно от-оситься к биологической информации, содержащейся в средствах массовой
информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого
ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных
организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов
человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и
домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов,
приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных
систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
2. Содержание учебного предмета.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями
жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«История», «Русский язык», «Литература» и др.
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к
жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и
органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема).
Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения.
Семя Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и
генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение
цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений.
Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и
размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники,
хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и
ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль
в природе и жизни человека.
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема.
Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика.
Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи
– переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в
природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомыхвредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и
домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в
связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение
рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности
внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение
земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц.
Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и
ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – пе-
реносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).
Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.
Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы
внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение.
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие
на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа
сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для
защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи
в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочнокишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль
кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика
СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и
условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение
сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темпе-
рамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих
и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Общие биологические
закономерности. Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и
использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных
объектов.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава
организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у
растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процес-
се эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные
компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная
экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии
в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:
1.
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
2.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
3.
Изучение органов цветкового растения;
4.
Изучение строения позвоночного животного;
5.
Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
6.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
7.
Изучение строения водорослей;
8.
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
9.
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
10.
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
11.
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
12.
Определение признаков класса в строении растений;
13.
Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
14.
Изучение строения плесневых грибов;
15.
Вегетативное размножение комнатных растений;
16.
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
17.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
18.
Изучение строения раковин моллюсков;
19.
Изучение внешнего строения насекомого;
20.
Изучение типов развития насекомых;
21.
Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
22.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
23.
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1.
Многообразие животных;
2.
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
3.
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4.
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:
1.
Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
2.
Изучение строения головного мозга;
3.
Выявление особенностей строения позвонков;
4.
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
5.
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;
6.
Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
7.
Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
8.
Изучение строения и работы органа зрения.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
2.
Выявление изменчивости организмов;
3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
2.
Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).
3.
Естественный отбор - движущая сила эволюции.
и
N Тема
п/
п
1
Введение
Тематическое планирование
5 класс Живой организм
Основное содержание по темам
Количество
Характеристика основных видов
контроль
часов
учебной деятельности ученика (на
теория Пракуровне учебных действий)
тика
Знакомство с учебником, целями и
3
Обсуждать проблему: может ли человек
задачами курса.
прожить без других живых организмов?
Человек и природа. Живые оргаРассматривать и пояснять иллюстрации
низмы — важная часть природы.
учебника.
Биология как наука. Методы изучеПриводить примеры знакомых культурния живых организмов. Роль биолоных растений и домашних животных.
гии в познании окружающего мира
Давать определение науки биологии.
и практической деятельности люНазывать задачи, стоящие перед учёдей. Свойства живых
организмов
ными- биологами
(структурированность,
целостНазывать свойства живых организмов.
ность, обмен веществ, движение,
Сравнивать проявление свойств живого
размножение, развитие, раздражии неживого.
мость, приспособленность, наследРазличать и описывать методы изучения
ственность и изменчивость) их
живой природы.
проявление у растений, животных,
Обсуждать способы оформления регрибов и бактерий.
зультатов исследования
Соблюдение правил поведения в
Объяснять назначение увеличительных
окружающей среде. Бережное отприборов.
ношение к природе. Охрана биолоСоблюдать правила работы в кабинете,
гических объектов. Правила работы
обращения с лабораторным оборудовав кабинете биологии, с биологичением
скими приборами и инструментами.
2 Разнообразие живых
организмов.
Среды жизни.
Клеточные и неклеточные формы 12
жизни. Организм. Классификация
организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среда обитания. Факторы среды
обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в
наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в
водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к
жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
3 Клеточное
строение
живых организмов.
Клетка–основа строения и жизнеде- 5
ятельности
организмов. История
изучения клетки. Методы изучения
клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка.
Животная
клетка. Растительная
клетка. Грибная клетка.
3
Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке
систематике. Знать основные таксоны
классификации — «царство» и «вид».
Называть царство живой природы, признаки характеризующие представителей
разных царств.
Характеризовать особенности условий
сред жизни на Земле.
Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы, «фактор живой природы», «антропогенный фактор».
Работать в паре — характеризовать по
рисункам учебника приспособленность
животных и растений к среде обитания.
Называть главные особенности строения бактерий.
Характеризовать
разнообразие форм
тела бактерий по рисунку учебника.
Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты»,
«эукариоты»
Называть части клетки по рисункам
учебника. Характеризовать назначение
частей клетки. Сравнивать животную и
растительную клетки, находить их различие.
Называть ткани животных и растений
по рисункам учебника, характеризовать
их строение, объяснять их функции.
Изучать строение клетки на готовых
микропрепаратах под малым и большим
увеличением микроскопа.
Ткани
жи- Ткани организмов. Понятие о ткани.
вых
орга- Ткани животных и растений.
низмов
10
2
Итого
30
5
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием.
Называть ткани животных и растений
по рисункам учебника, характеризовать
их строение, объяснять их функции.
Характеризовать особенности каждой
ткани, уметь делать сравнения, находить различия. Изучать строение тканей
на готовых микропрепаратах под малым
и большим увеличением микроскопа.
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием.
6 класс Живой организм
Количество
Характеристика основных видов
контроль
часов
учебной деятельности ученика (на
ТеоПракуровне учебных действий)
рия
тика
Введение
Знакомство с учебником, целями и
1
Рассматривать и пояснять иллюстразадачами курса.
ции учебника.
Организм - единое целое. ВзаимоПриводить примеры взаимосвязи орсвязь клеток и тканей в организме.
ганов и систем органов в организме.
Растение – целостный
организм
Называть свойства живых организмов.
(биосистема). Условия обитания
Высказывать предположения о последрастений. Среды обитания растествиях нарушения целостности органий. Сезонные явления в жизни
низма, повреждения тканей и органов,
растений животных. Организм живзаимосвязи органов и систем органов
вотного как биосистема.
Многорастений и животных.
образие и классификация животСоблюдать правила работы в кабинете,
ных. Среды обитания животных.
обращения с лабораторным оборудоСезонные явления в жизни животванием
ных.
5
Называть составные части побега, опиОрганы
и Многообразие и значение растений 6
системы
в природе и жизни человека. Общее
сывать строение побега и почек, устаорганов
знакомство с цветковыми растенинавливать связь строения вегетативных
живых
ор- ями. Растительные ткани и органы
и генеративных почек с их функциями,
ганизмов
растений. Вегетативные и генераописывать внутреннее строение стебля,
тивные органы. Жизненные формы
его функции, называть и определять
растений.
части листа, различать листья простые
Разнообразие растительных клеток.
и сложные, анализировать, сравнивать
Ткани растений. Микроскопическое
строение листа, используя натуральстроение корня. Корневой волосок.
ные объекты, проводить наблюдения с
Микроскопическое строение стебля.
помощью увеличительных приборов в
Микроскопическое строение листа.
процессе лабораторной работы; распоОбщее знакомство с животными.
знавать типы корневых систем, устаЖивотные ткани, органы и системы
навливать связь строения и функций
органов животных.
зон корня; фиксировать результаты
Поведение животных (раздражинаблюдений, делать выводы; называть
мость, рефлексы и инстинкты). Развидоизменения подземных побегов и
нообразие отношений животных в
корней; называть системы органов жи-
N Тема
п/
п
1
2
Основное содержание по темам
природе. Значение животных в природе и жизни человека.
3 Строение и
жизнедеятельность
живых организмов.
Многообразие
организмов. Кле- 18
точные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации.
Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Основные царства живой природы.
Среда обитания. Факторы среды
обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в
наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в
водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к
жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Многообразие и значение растений
в природе и жизни человека. Общее
знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы
вотных , определять функции систем
органов, обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.
Называть системы органов животных.
Определять функции систем органов.
Обосновывать важность взаимосвязи
всех систем органов для обеспечения
целостности организма.
Доказывать единство растительного и
животного мира с точки зрения эволюции органического мира.
5
Называть и описывать способы пере- 1
движения
организмов,
определять
сущность почвенного питания , объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды, называть
и описывать условия и
результаты фотосинтеза, обосновывать
космическую роль растений,;
определять сущность процессов дыхания,
кровообращения, питания и выделения, устанавливать взаимосвязь
пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена
веществ;
выделять существенные различия бесполого и полового размножения; применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками,
луковицами, почками, усами;
знать и определять части цветка, соцветия, выделять главные и второсте-
растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы
растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания
растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения.
Семя. Строение семени. Корень.
Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.
Строение побега. Разнообразие и
значение побегов. Видоизмененные
побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа.
Листорасположение. Жилкование
листа .Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение
цветка. Соцветия. Опыление. Виды
опыления. Строение и значение
плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Разнообразие растительных клеток.
Ткани растений. Микроскопическое
строение корня. Корневой волосок.
Микроскопическое строение стебля.
Микроскопическое строение листа.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и
воздушное питание (фотосинтез),
дыхание, удаление конечных про-
пенные части цветка, делать выводы о
биологическом
значении цветка в
жизни растений;
устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением, фиксировать результаты в виде
таблиц, рисунков.
Устанавливать взаимосвязь между
длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов;
Обосновывать значение листопада, видоизмененных надземных и подземных
побегов; значения явлений анабиоза,
зимнего сна в жизни животных.
Понимать практическое значение фенологических наблюдений.
Систематизировать и обобщать знания
по темам курса биологии 6 класса.
Использовать учебные действия для
формулировки ответов
дуктов обмена веществ. Транспорт
веществ. Движения. Рост, развитие
в размножение растений. Половое
размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений.
Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
25
10
№
п/
п
Тема
1
Введение.
Организация живой
природы.
2.
Эволюция
живой
природы.
7 класс Многообразие живых организмов
Количество чаХарактеристика основных видов деясов
Основное содержание по темам
тельности ученика (на уровне учебпрактеория
ных действий)
тика
Раздел 1. Организация живой природы (1час)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов Роль биологии в познании окружающего мира
и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения
в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы
в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов
(структурированность, целостность, обмен веществ, движение,
размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их
проявление у растений, животных,
грибов и бактерий.
Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами,
правила работы в кабинете биологии.
Выделять существенные признаки вида
и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологического объекта к определённой систематической группе.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира, в практической деятельности людей.
Характеризовать уровни организации
и свойства живых организмов..
Приводить примеры уровней организации.
Объяснять значение биологического
разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.
Сравнивать представителей отдельных
групп растений и животных, делать выводы и умозаключения.
Раздел 2. Эволюция живой природы (2 часа)
Вид – основная систематическая
2
Приводить доказательства (аргументаединица. Ч. Дарвин – основоположция) родства, общности происхождения
ник учения об эволюции. Эволюи эволюции растений и животных (на
ционное учение. Доказательства
примере сопоставления различных си1
Контроль
эволюции. Движущие силы эволю-
стематических групп).
ции: наследственная изменчивость,
Называть движущие силы и результаборьба за существование, естеты эволюции
ственный отбор. История развития
Оценивать цель и смысл своих дейжизни на земле. Систематика расствий по отношению к объектам живой
тений и животных
природы.
Раздел 3. Растения – производители органического вещества (11 часов)
3. Растения – Многообразие и значение растений 3
8
Различать на живых объектах и таблипроизвов природе и жизни человека. Класцах органы цветкового растения, растедители ор- сификация растений. Водоросли –
ния разных отделов, наиболее распроганиченизшие растения. Многообразие
странённые растения, опасные для челоского
ве- водорослей. Высшие споровые расвека растения.
щества
тения (мхи, папоротники, хвощи,
Сравнивать представителей разных
плауны), отличительные особенногрупп растений, делать выводы на осности и многообразие. Отдел Голосеве сравнения. Осваивать приёмы рабоменные, отличительные особенноты с определителями, оказания первой
сти и многообразие. Отдел Покрыпомощи при отравлении ядовитыми растосеменные (Цветковые), отличитениями, выращивания и размножения
тельные особенности. Классы Одкультурных растений.
нодольные и Двудольные. МногоПриводить доказательства, аргументаобразие цветковых растений. Меры
цию необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызыпрофилактики заболеваний, вызываеваемых растениями.
мых растениями. Находить информацию о растениях в научно-популярной
литературе, справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Животные – потребители органического вещества (19 часов)
4. Животные
- потребители органического
вещества
Общая характеристика простейших.
Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.
Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими.
15
4
Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных разных типов и классов,
наиболее распространённых домашних
животных, опасных для человека животных.
Объяснять роль различных животных в
Меры профилактики заболеваний,
вызываемых одноклеточными животными.
Многоклеточные животные.
Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Регенерация.
Происхождение
кишечнополостных.
Значение кишечнополостных в
природе и жизни человека.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая
характеристика.
Тип Кольчатые черви, общая характеристика.
Паразитические плоские и круглые
черви. Пути заражения человека и
животных паразитическими червями.
Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании.
Общая характеристика типа Моллюски.
Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение
24.
природе и жизни человека.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности
строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе
жизни человека.
Сравнивать представителей разных
групп животных, делать выводы на основе сравнения. Осваивать приёмы оказания первой помощи при укусах животных, выращивания и размножения
домашних животных.
Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых животными.
и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности
строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе
5. жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний
животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности
строения и жизнедеятельности
насекомых. Поведение насекомых,
инстинкты. Значение насекомых в
природе и сельскохозяйственной
деятельности человека.
Насекомые – вредители. Меры по
сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей
6. паразиты человека и домашних
животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый
шелкопряд.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные.
Общая характеристика надкласса
Рыбы. Места обитания и внешнее
строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и
развитие и миграция рыб в природе.
Основные систематические группы
рыб. Значение рыб в природе и
жизни человека. Рыбоводство и
охрана рыбных запасов.
Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Класс Пресмыкающиеся.
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания,
особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и
особенности внешнего строения
птиц. Особенности внутреннего
строения и жизнедеятельности
птиц. Размножение и развитие птиц.
Сезонные явления в жизни птиц.
Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в
природе и жизни человека. Охрана
птиц.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих.
Особенности внешнего строения,
скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Меры предосторожности и
первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в
жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и
ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Раздел 5. Бактерии и грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (4 часа)
5. Бактерии Бактерии, их строение и жизнедея1
3
Описывать характерные признаки баки грибы – тельность. Роль бактерий в природе,
терий.
разрушижизни человека. Меры профилактиПриводить
примеры автотрофных и
тели орга- ки заболеваний, вызываемых бактегетеротрофных бактерий. Бактерий –
нического риями. Значение работ Р. Коха и Л.
возбудителей заболеваний человека.
вещества. Пастера
Раскрывать значение бактерий в экоЛишайни- Отличительные особенности грисистемах, деятельности человека.
ки
бов. Многообразие грибов. Роль
Применять в повседневной жизни прагрибов в природе, жизни человека.
вила личной гигиены с целью предуГрибы-паразиты. Съедобные и ядопреждения заболеваний, вызывающих
витые грибы. Первая помощь при
бактериями.
отравлении грибами. Меры профиОписывать признаки одноклеточных и
лактики заболеваний, вызываемых
многоклеточных грибов.
грибами. Лишайники,
их роль в
особенности строения
Сравнивать
природе и жизни человека.
6.
Биоразнообразие
грибов с особенностями строения растений и животных.
Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания.
средообразующую роль
Объяснять
грибов в природе.
Фиксировать наблюдения, делать выводы.
Описывать признаки грибов различных экологических групп.
и
классифицировать
Распознавать
съедобные, ядовитые и паразитические
грибы.
Оценивать роль грибов в экосистемах.
Соблюдать правила сборки плодовых
тел шляпочных грибов.
Осваивать приёмы первой помощи при
отравлении грибами.
Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты
лишайника как симбиотического организма.
Распознавать накипные, листоватые и
кустистые лишайники.
Раскрывать роль лишайников в экосистемах.
Использовать электронные ресурсы о
разнообразии лишайников и лихеноиндикации.
Раздел 6. Биоразнообразие (1 час)
Результаты эволюции : многообразие видов, приспособ-ленность ор-
Называть и определять исчезнувшие
виды растений и животных на рисунках
ганизмов к среде обитания.
Охрана редких и исчезающих видов
животных.
Экосистемная организация живой
природы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Экологические проблемы.
Охрана редких и исчезающих видов
животных.
Итого
и фотографиях.
Оценивать значение видового разнообразия
для поддержания устойчивости
экосистемы.
причины видового
Устанавливать
многообразия в процессе эволюции и в
результате деятельности человека.
Прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для деятельности биосферы.
23
12
№
п/п
Тема
1
Введение
2
Наследственность,
среда и
образ
жизнифакторы
здоровья.
8 класс Человек. Культура здоровья.
Основное содержание по темам
Количество ча- Характеристика основных видов деясов
тельности ученика (на уровне учебтеория пракных действий)
тика
Значение знаний об особенностях
2
Характеризовать основные
методы
строения и жизнедеятельности оргамедицины. Описывать вклад ведущих
низма человека для самопознания и
зарубежных и отечественных ученых в
сохранения здоровья. Комплекс наук,
развитие наук об организме человека,
изучающих
организм
человека.
медицины.
Научные методы изучения человечеХарактеризовать основные типы здоского организма (наблюдение, измеровья, выполнять правила поведения,
рение, эксперимент). Место человека
направленные на сохранение и поддерв системе животного мира. Сходства
жание здоровья человека.
и отличия человека и животных.
Использовать информационные ресурОсобенности человека как социальсы для подготовки сообщения о взаиного существа.
мосвязи здоровья и культуры поведения.
Анализировать и делать выводы по
результатам самонаблюдений.
Клетка – основа жизнедеятельности 7
Объяснять
взаимосвязь
строения и
организма. Ткани, органы и системы
функций органоидов клетки, единство
органов организма человека, их строхимического состава живых организмов,
ение и функции. Наследственность и
формулировать выводы о причинах
изменчивость – свойства организмов.
сходства и различия клеток, родстве орНаследственные заболевания.
ганизмов
на
клеточном
уровне
Человек и окружающая среда. При;характеризовать стадии митоза и мейородная и социальная среда обитания
за.
Здоровый образ жизни. Вредные и
Раскрывать биологический смысл митополезные привычки, их влияние на
за и мейоза.
состояние здоровья..
Характеризовать доминантные и рецессивные признаки человека., объяснять
связь генов и хромосом.
Характеризовать виды изменчивости.
Приводить примеры мутаций и модификаций, описывать основные методы
изучения изменчивости человека, зна-
Контроль
3
Целостность организма
человека- основа
его
жизнедеятельности.
Ткани, органы и системы органов ор- 5
ганизма человека, их строение и
функции. Организм человека как
биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа)
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Рефлекс и
рефлекторная дуга. Внутренняя среда
организма. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Иммунитет. Антитела.
Группы крови. Переливание крови.
Предупредительные прививки. Ле-
2
чение разных видов изменчивости.
Характеризовать основные заболевания,
связанные с изменениями генов, числа
и структуры у человека .хромосом. Характеризовать методы исследования
наследственных заболеваний.
Оценивать на основе личного опыта
роль экологических факторов в жизни
человека.
Использовать информационные ресурсы
для подготовки сообщений о связи человека со средой обитания., называть
основные условия, влияющие на здоровье человека, условия здорового образа
жизни.
Действовать в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих в ситуациях выбора и принятия решения.
Объяснять
взаимосвязь строения и
функций тканей, органов и систем органов,
характеризовать
структурные компоненты нервной клетки, части нервной системы, отделы вегетативной нервной системы., обосновывать представления о развитии нервной системы в онтогенезе.
Называть основные элементы рефлекторной дуги
, виды условных и безусловных рефлексов, приводить примеры биологически активных веществ,
осуществляющих гуморальную регуляцию.
Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы
чебные сыворотки.
крови. Описывать химический состав
плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма. Объяснять
особенности
строение лейкоцитов и
тромбоцитов в связи с выполняемыми
функциями, механизм свертывания крови.
Характеризовать виды иммунитета, способы заражения ВИЧ. Характеризовать
группы крови, описывать процесс переливания крови, прявлять отрицательное
отношение к рискованному образу жизни, чувство толерантности по отношения к ВИЧ-инфицированным людям.
Объяснять
значение прививок для
профилактики инфекционных заболеваний.
Изучать
строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим
увеличением микроскопа,
Соблюдать правила работы в кабинете,
бережно обращаться
с лабораторным
оборудованием.
4
Опорнодвигательная
система
и здоровье
5
Системы
жизнеобеспечения.
Формирование
культуры здоровья.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический со4
став, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности
скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды
и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.
Функции крови и лимфы. Поддержа20
ние постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные
элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок
в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая
системы: строение, функции. Строение
сосудов. Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный
цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы ока-
3
Характеризовать
компоненты
опорнодвигательного аппарата, части скелета,
группы мышц.
Описывать функции опорно-двигательной
системы. Объяснять значение двигательной
активности, сбалансированного питания для
роста и развития опорно-двигательного аппарата.
Оценивать состояние осанки, выявлять
плоскостопие на основе результатов наблюдения.
Оказывать первую доврачебную помощь
при травмах скелета.
10
Называть структурные компоненты сердечно-сосудистой системы, описывать движение крови
по сосудам, объяснять взаимосвязь строения артерий, вен, капилляров;
Объяснять механизм протекания сердечного цикла, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции, объяснять причины обмороков, кровотечений, определять виды кровотечений по таблицам, рисункам;
Использовать информационные ресурсы, в
том числе
и электронные приложения для
отработки навыков оказания доврачебной
помощи;
Называть органы дыхания, объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания
в процессе обмена веществ;
Называть основные источники загрязнения
6
Репродуктивная система и
зания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и
функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке
дыхания,
спасении
утопающего,
отравлении угарным газом.
Питание.Пищеварение.
Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и
слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения.
Гигиена
питания,
предотвращение желудочно-кишечных
заболеваний.
Половая система: строение и функции. 3
Оплодотворение и
внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследо-
воздуха, наиболее опасные болезни дыхательной системы;
Называть этапы пищеварения, обмена веществ, прогнозировать последствия дефицита белков в пище для здоровья человека;
объяснять взаимосвязь строения и функций
органов пищеварения;
Прогнозировать
последствия нарушения
бактериальной флоры кишечника, несоблюдение правил гигиены органов пищеварения;
Описывать значение конкретных витаминов
для нормального роста и развития организма, симптомы гипо- и авитаминозов;
описывать суточный рацион питания;
Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительных систем,
структурные компоненты почек;
Называть и описывать основные компоненты кожи, объяснять взаимосвязь строения
кожи с выполняемыми функциями, правила
гигиены ухода кожей, волосами, ногтями;
Соблюдать правила поведения в кабинете
биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Называть компоненты мужской и женской
половых систем человека, знать основные
периоды внутриутробного развития,
обосновывать правила гигиены при беременно-
здоровье
вание признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика
СПИДа.
7
Система
регуляции
жизнедеятельности
и
здоровья
Нервная система: центральная и пери7
ферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы
нервной системы. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности
развития головного мозга
человека и его функциональная асимметрия. Нарушения
деятельности
нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций
организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
8
Связь
орга-
Органы чувств и их значение в жизни
человека. Сенсорные
системы, их 4
строение и функции. Глаз и зрение.
сти и кормления ребенка, прогнозировать
последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека;
Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать
гендерные роли.
1
Описывать общее строениецентральной
нервной системы, особенности строения головного и спинного мозга человека, устанавливать взаимосвязь строения и функций
головного и спинного мозга, распознавать
отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника; сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих,
делать выводы о причинах сходства и различия;
Делать выводы о значении связей отделов
нервной системы для обеспечения целостности организма, сравнивать и анализировать
механизмы нервной и гуморальной регуляции.
Применять знания в ситуациях выбора в
пользу собственного здоровья.
2
Называть органы чувств, отделы анализаторов. Объяснять механизм работы зритель-
низма с Оптическая система глаза. Сетчатка.
окруЗрительные рецепторы: палочки и
жаюколбочки. Нарушения зрения и их
щей предупреждение. Ухо и слух. Строе-средой.
ние и функции органа слуха. Гигиена Сенсорслуха. Органы равновесия, мышечного ные сичувства, осязания, обоняния и вкуса. стемы.
Взаимодействие сенсорных систем.
Влияние экологических факторов на
органы чувств.
.
ного, слухового анализаторов, описывать и
сравнивать механизм работы слухового и
вестибулярного анализаторов, обосновывать
правила гигиены слуха;
Объяснять механизм работы мышечного и
кожного чувства., обоняния и вкуса.
Устанавливать взаимосвязи действия различных анализаторов в организме человека.
Применять знания о строении организма и
результаты самонаблюдения в конкретных
жизненных условиях.
Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в ситуациях выбора и принятия решения.
9 класс Живые системы и экосистемы.
N
Тема
п/п
Основное содержание по темам
Количество
часов
теоПракрия
тика
2
1
Введение
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель,
теория, их значение и использование в
повседневной
жизни. Биологические
науки. Роль биологии в формировании
естественно-научной картины мира.
Основные признаки живого. Уровни
организации живой природы.
2
Организм.
Организм.
18
Клеточные и неклеточные
формы
жизни. Вирусы. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Особенности химического состава
организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Обмен
веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, ды-
1
Характеристика основных видов учебной
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
Называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами.
Описывать свойства живых систем.
Устанавливать иерархию живых
систем и экосистем.
Обосновывать значение наук, изучающих
живые системы и экосистемы.
Использовать информационные
ресурсы для подготовки сообщения о живых
системах.
Называть ведущие методы биологического
познания.
Сравнивать наблюдение и эксперимент.
Понимать основные закономерности развития научного познания.
Использовать различные источники информации для характеристики основных методов
научного познания, предметов изучения биологических дисциплин
Знать основные признаки живого, основнные
уровни живой природы.
Называть и описывать свойства
организма как живой системы.
Устанавливать взаимосвязь компонентов
организма.
Объяснять сущность процессов,
лежащих в основе поведения организма.
организма с
Обосновывать взаимосвязь
внешней средой, процессы саморегуляции
организма
контроль
хание, транспорт веществ, удаление
продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у
растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые
клетки.Оплодотворение.Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Законы
Менделя на примере человека. Приспособленность организмов к условиям среды. Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой
природы. Строение клетки: клеточная
оболочка, плазматическая мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и
функционировании клеток – одна из
причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Описывать этапы эмбрионального
развития, типы постэмбрионального развития.
Сравнивать половое и бесполое размножение, наружное и внутреннее оплодотворение,
прямое и непрямое развитие.
Делать выводы об организме как
целостной живой системе
Объяснять механизмы хромосомного определения пола.
Обосновывать причины и последствия полового созревания.
Использовать информационные
ресурсы для подготовки сообщения о факторах, способствующих сохранению здоровья
подростка во время полового созревания
Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.
Использовать электронное приложение для
подготовки сообщения о возрастных периодах развития человека
Определять наследственность и изменчивость как общие свойства живых организмов,
гомологичные хромосомы, аллельные гены,
гомо и гетерозиготы.
Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость.
Применять генетическую символику при
составлении схем наследования.
Применять знания при решении генетических задач.
Доказывать необходимость ведения здорового образа жизни.
3
Вид.
Популяция.
Эволюция видов.
Вид, признаки вида. Вид как основная
систематическая категория живого.
Популяция как форма существования
вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции.
Происхождение основных систематических групп растений и животных.
Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном
отборе при выведении новых пород
животных, сортов растений и штаммов
микроорганизмов.
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
Результатыэволюции:многообразие
видов, приспособленность организмов
к среде обитания. Методы изучения
живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент.
Роль человека в биосфере. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия
18
7
Описывать критерии вида и при
менять их в процессе лабораторной работы.
Описывать основные свойства популяции.
Объяснять влияние рождаемости, смертности, плодовитости на численность и плотность популяции.
Устанавливать причины падения и взрыва
численности особей в популяции
Называть ведущую идею, описывать
предпосылки и основные положения учения
Ч. Дарвина.
Объяснять результаты эволюции с позиций
знаний о её движущих силах.
Использовать различные источники информации для подготовки учебного проекта о
жизнедеятельности Ч. Дарвина, его кругосветном путешествии
Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять формирование приспособлений
живых организмов как результат действия
факторов эволюции.
Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о
приспособленности организмов к среде обитания как результату эволюции.
Давать определение селекции как науки.
Приводить доказательства животного происхождения человека.
Описывать этапы антропогенеза,
характерные особенности предковых форм
человека разумного.
Выявлять прогрессивные черты в эволюции
человека от этапа к этапу.
человека и животных.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Мышление. Речь.
Память. Эмоции. Чувства.
Особенности поведения человека.
Темперамент и характер.
Обосновывать вклад отечественных учёных
в области изучения высшей нервной деятельности.
Описывать положения рефлекторной теории.
Устанавливать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза
раздражителей и ответной деятельности
организма.
Описывать и сравнивать первую и вторую
сигнальные системы, подсознательныеи
бессознательные процессы, сознательную
деятельность человека с рассудочной деятельностью животных.
Объяснять сущность и значение
динамического стереотипа, сознательной деятельности.
Определять сознание как высший уровень
развития психики.
Применять знания в практических ситуациях при выяснении закономерностей восприятия, устойчивости внимания, выработки
навыков
зеркального письма.
Соблюдать правила поведения в кабинете
биологии .
Биоценоз.
Экосистема.
Экология, экологические факторы, их
влияние на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты.
Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.
Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как
искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток
энергии в биогеоценозах.
Экосистемная организация
живой природы. Экосистема. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения
энергии. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент
Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Охрана редких и исчезающих видов
животных
13
1
Описывать биоценоз как самую
сложную живую систему, устанавливать взаимосвязь составляющих его популяций разных
видов.
Объяснять роль доминирующих и средообразующих видов для поддержания видовой
структуры биоценоза, причины его устойчивости.
Прогнозировать изменения в биоценозе в связи с обеднением его видового разнообразия,
нарушением пространственной и видовой
структуры
Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение для жизни
биоценоза.
Приводить примеры межвидовой конкуренции, экологических ниш, экспериментальные
доказательства принципа конкурентного отношения организмов в пищевых цепях, составлять схемы пищевых цепей.
Объяснять причины круговорота
веществ в экосистемах, схемы экологических
пирамид, причины и последствия гибели хищников.
Выявлять условия равновесного
состояния
сообщества.
Объяснять закономерности развития и смены
сообществ под влиянием разнообразных причин.
Применять знания о закономерностях развития природных сообществ в практической деятельности.
Сравнивать биоценозы и агроценозы, делать
выводы о высокой продуктивности и неустойчивости агроценозов_.
Называть и описывать особо охраняемые
5
Биосфера
Биосфера–глобальная
экосистема. 10
В. И. Вернадский – основоположник
учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Ноосфера.
Краткая история эволюции биосферы.
Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости
биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих
людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.
территории, иллюстрировать их конкретными
примерами, используя краеведческий материал.
Оформлять результаты наблюдений.
Работать в группе при обсуждении результатов.
Соблюдать правила поведения в парке.
Определять биосферу и её границы.
Оценивать вклад В.И.Вернадского в развитие
знаний о биосфере.
причины неравномерного
Устанавливать
распространения живых организмов в биосфере.
разрушения
Прогнозировать последствия
озонового экрана для жизни биосферы.
Описывать свойства и функции живого вещества.
Сравнивать живое и косное вещества.
Объяснять влияние живого вещества на неживую природу Земли.
Устанавливать вклад человечества в обеспечение функций живого вещества.
Использовать информационные
ресурсы для подготовки и презентации проекта
о жизнедеятельности В.И. Вернадского — основоположника учения о биосфере, ноосфере.
Объяснять значение экосистемного разнообразия и связи экосистем для устойчивого состояния биосферы. Объяснять влияние современных экологических проблем на человека.
Прогнозировать последствия деятельности
человека в экосистеме.