Планируемые результаты освоения учебного курса Математика.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
–
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок
учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание
чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе
учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном
и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные,
цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов,
явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного
воображения
и
математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный
опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического
действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать
геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической
деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать
необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию,
делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по
заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в
несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и
соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр —
сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои
действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в
пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе
деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела:
параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры,
составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый»,
«все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные,
делать выводы и прогнозы).
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы коррекционной работы
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных
средах:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении
различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно
найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно
сформулировать возникшую проблему.
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об
устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для
выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в
расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении
включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении
участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
• овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил
коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в
которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в
умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. • способность к
осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении
опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки,
городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между
природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при
помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и
включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье;
с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт
и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу,
опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации
общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении
применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно
включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о
процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к
результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Содержание учебного предмета
1 класс
Подготовка к изучению чисел
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за,
между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .
Практические работы
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный).
Числа от 1 до 10. Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др.
Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),
= (равно).
Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Практические работы
Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной
длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение
значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и
вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
Практические работы
Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
2 класс
Числа от 1 до 100. Нумерация
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа
однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы
Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы
Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол,
получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деления: (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при
составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
3 класс
Числа от 1 до 100.Повторение. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение подбором уравнений вида х*3=21, х:4=9, 27:х=9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность, Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приёмы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а+в, а-в, а*в, с:в; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х*6=72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трёхзначных чисел. Порядок следования чисел при счёте.
Запись и чтение трёхзначных чисел. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия
Устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания. Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
4 класс
Числа от 1 до 1000. Повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.
Письменные приемы вычислений.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практические работы
Угол. Построение углов различных видов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр.
Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события,
его продолжительности.
Практические работы
Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом
0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между
компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и
0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство
умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа
на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами
умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами
действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на
трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практические работы
Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
Тематическое планирование по курсу: Математика (536 часов)
4 класс (136 часов)
№
Тема
Основное содержание
Количество часов
Теория
1
Числа от 1 до
1000.
Повторение.
Счёт предметов, разряды.
Числовые выражения.
Порядок выполнения
действий.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление.
Закрепление.
1
1
2
6
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Контроль
Практика
Читать и строить столбчатые диаграммы.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные
высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение,
аргументировать свою точку зрения, оценивать точку
зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
Коррекционные задачи:
формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал
небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и
самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики.
1
Числа, которые
больше 1000.
Нумерация.
2
Новые счётные единицы.
Класс единиц и класс тысяч.
Запись многозначных чисел.
Представление многозначного
числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Сравнение многозначных
чисел.
Увеличение и уменьшение
числа в 10, 100, 1000 раз.
Выделение в числе общего
количества единиц любого
разряда.
Класс миллионов. Класс
миллиардов.
Закрепление изученного.
2
1
1
1
1
1
1
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах
миллиона,
Заменять многозначное число суммой разрядных
слагаемых. Выделять в числе единицы каждого
разряда. Определять и называть общее количество
единиц любого разряда, содержащихся в числе.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена
числовая последовательность, продолжать ее,
восстанавливать пропущенные в ней элементы.
Оценивать правильность составления числовой
последовательности.
Группировать числа по заданному или самостоятельно
установленному признаку, находить несколько
вариантов группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Коррекционные задачи:
формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал
небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и
самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики.
3
Величины.
Единица длины: километр.
Таблица единиц длины.
Закрепление.
Единицы площади:
квадратный километр,
квадратный миллиметр.
Таблица единиц площади.
Измерение площади фигур с
1
1
1
1
1
Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в
более крупные и крупные — в более мелкие).
Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их
значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие.
Определять площади фигур произвольной формы,
1
помощью палетки.
Единицы массы: центнер,
тонна.
Таблица единиц массы.
Единицы времени. 24- часовое
исчисление времени суток.
Решение задач на нахождение
начала, продолжительности и
конца события.
Единица времени: секунда.
Единица времени: век.
Таблица единиц времени.
Закрепление изученного.
1
1
1
2
1
1
1
3
используя палетку.
Переводить одни единицы массы в другие.
Приводить примеры и описывать ситуации,
требующие перехода от одних единиц измерения к
другим (от мелких - к более крупным и наоборот).
Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов
по массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий
по продолжительности, упорядочивать их.
Решать задачи на определение начала,
продолжительности и конца события.
Коррекционные задачи:
формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал
небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и
самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики.
4
Числа, которые
больше 1000.
Сложение и
вычитание.
Письменные приёмы
сложения и вычитания.
Вычитание вида: 30007-648.
Решение уравнений
вида:х+15=68:2, х-34=48:3, 75х=9х7.
Нахождение нескольких
долей целого. Нахождение
целого по его части.
Решение задач на нахождение
третьего слагаемого.
Сложение и вычитание
значений величин.
Решение задач в косвенной
форме на увеличение
1
1
1
1
1
1
1
Выполнять письменно сложение и вычитание
многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов
их выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
выполнения арифметических действий (сложение,
вычитание).
Выполнять сложение и вычитание значений величин.
Моделировать зависимости между величинами в
текстовых задачах и решать их.
Выполнять задания творческого и поискового
характера.
Оценивать результаты усвоения учебного материала
делать выводы, планировать действия по устранению
1
1
выявленных недочетов, проявлять личностную
заинтересованность в расширении знаний и способов
действий.
Коррекционные задачи:
(уменьшение) числа на
несколько единиц.
формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал
небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и
самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики.
5
Числа, которые
больше 1000.
Умножение и
деление.
Умножение и его свойства.
Умножение на 0 и на 1.
Письменные приёмы
умножения.
Умножение чисел,
запись которых оканчивается
нулями.
Решение уравнений вида:
хх8=26+70,х:6=18х5, 80:х =
46-30.
Повторение изученного.
Деление.
Письменные приёмы деления
многозначных чисел на
однозначные.
Решение задач в косвенной
форме на увеличение
(уменьшение) числа в
несколько раз.
Деление многозначного числа
в записи частного есть нули.
Решение задач.
Закрепление изученного
Решение задач.
1
2
1
1
1
2
1
2
1
6
1
Выполнять письменное умножение и деление
многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
выполнения арифметических действий (умножение и
деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач и решать их
арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала,
делать выводы, планировать действия по устранению
выявленных недочетов, проявлять личностную
заинтересованность в расширении знаний и способов
действий.
Коррекционные задачи:
формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал
небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и
самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной
Понятие скорости. Единицы
скорости.
Связь между скоростью,
временем и расстоянием.
Умножение числа на
произведение.
Письменное умножение вида.
243х20, 532х300.
Письменное умножение вида
7600х40.
Решение задач на
одновременное встречное
движение.
Перестановка и группировка
множителей.
Закрепление изученного.
Деление числа на
произведение.
Закрепление.
Деление с остатком на
10,100,1000.
Решение задач на нахождение
4 пропорционального.
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
Решение задач на
одновременное движение в
противоположных
направлениях.
Закрепление изученного.
Умножение числа на сумму.
Устные приёмы умножения
вида: 12х15, 40х32.
Письменное умножение на
двузначное число.
Решение задач на нахождение
неизвестного по 2 разностям.
Закрепление изученного.
Письменное умножение на
трёхзначное число.
1
деятельности учащихся на уроках математики.
3
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
4
4
1
6
Итоговое
повторение
Закрепление изученного.
Письменное деление на
двузначное число вида 492:82.
Письменное деление на
двузначное число, когда есть
остаток.
Закрепление изученного.
Письменное деление на
двузначное число, когда
цифру частного находят
способом подбора.
Закрепление изученного.
Письменное деление на
трёхзначное число.
Проверка деления
умножением.
Проверка умножения
делением.
4
Повторение. Нумерация.
Повторение. Нумерация.
Повторение. Выражение и
уравнение.
Повторение. Выражение и
уравнение.
Повторение. Арифметические
действия.
Повторение. Порядок
выполнения действий.
Повторение. Величины.
Повторение. Геометрические
фигуры.
1
1
1
1
1
1
2
5
3
2
1
1
1
8
1
1
1
Моделировать взаимозависимости между величинами:
скорость, время, расстояние. Переводить одни
единицы
скорости в другие. Решать задачи с величинами:
скорость, время, расстояние.
Применять свойство умножения числа на
произведение в
устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно умножение на числа,
оканчивающиеся нулями, объяснять используемые
приемы.
Выполнять задания творческого и поискового
характера,
применять знания и способы действий в измененных
условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные
высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение,
аргументировать свою точку зрения, оценивать точку
2
зрения товарища.
Применять свойство деления числа на произведение в
устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на числа,
оканчивающиеся нулями, объяснять используемые
приемы.
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного
деления
многозначного числа на двузначное и трехзначное
число.
Выполнять письменно деление многозначных чисел на
двузначное и трехзначное число, опираясь на знание
алгоритмов письменного выполнения действия
умножение.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и
полноты выполнения алгоритма арифметического
действия деление.
Проверять выполненные действия: умножение
делением и деление умножением.
Распознавать и называть геометрические тела: куб,
шар, пирамида.
Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с
использованием разверток.
Моделировать разнообразные ситуации расположения
объектов в пространстве и на плоскости.
Соотносить реальные объекты с моделями
многогранников и шара.
Коррекционные задачи:
формирование приемов умственной деятельности,
необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывать психологические особенности и
возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал
небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и
самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики.