1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознание значения информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления информатики;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права;
владение умениями организации собственной учебной деятельности;
освоение целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
навык планирования – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
навык прогнозирования – предвосхищение результата;
контроль деятельности – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления
соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция деятельности – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).
Коммуникативные:
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для включения в коллективную деятельность.
Познавательные:
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; использование алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты. В результате освоения учебного предмета «Информатика» у обучающихся с ЗПР за счет развития представлений
об информации как важнейшем ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов в современном
мире формируются основы мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развиваются
навыки работы с информацией, умения и способы деятельности, связанные с использованием информационных технологий; вырабатывается
ответственное и избирательное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; формируется стремление к
продолжению образования в области информатики и к практико-ориентированной деятельности с применением современных средств информатики
и ИКТ.
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне основными понятиями по предмету: информатика, информация, информационный процесс,
информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
иметь представление о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой
природе и технике;
ориентироваться в классификации средств ИКТ;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств
ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об основных этапах в истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице задач и при необходимости с опорой на алгоритм правила;
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне1, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал
связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита
из 2, 3 или 4 символов и при необходимости с опорой на алгоритм правила);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода по образцу;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1000; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из
двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления по образцу;
записывать простейшие логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность
такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний с опорой на образец;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
ориентироваться в понятиях и понимать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями
(корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и
замена элемента);
находить кратчайший путь в графе; находить количество путей из одной вершины в другую с указанием длин ребер в графе;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
познакомиться об с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);
иметь представление о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы с опорой на образец для решения простых учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи с опорой на образец различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,
с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков) с опорой на образец;
Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
1
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне» «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере с опорой на образец;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также содержащие их выражения, составленные
из этих величин с опорой на образец; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними с опорой на образец;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения с опорой на образец.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
создавать простые программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием: «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и
космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой) (с опорой
на алгоритм учебных действий);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию по
алгоритму учебных действий;
иметь представление о доменных именах компьютеров и адресах документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем
образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем
и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами
подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример:
сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
2. Содержание
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура;
умения формализации и структурирования информации, способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их
свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются
представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и
информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные
технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных
текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с
разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной
длиной кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и
векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с
заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном
алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры
логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их
физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.
Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное
управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия
выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение
поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение
наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей
между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные
комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков.
Примеры роботизированных систем.
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами.
Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с
математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле
моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов.
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы.
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения;
обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство
с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств.
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические
преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование
формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные
энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в
природе и технике. Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые
службы, службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).
3. Тематическое планирование
7-9 классы
Тема
Тема
Количество часов
Основное содержание по темам
1.
Информация
и
Информация.
Информационный
процесс.
Теория
Практика
4
3
Конт-
Характеристика деятельности ученика
роль
Аналитическая деятельность:
1
информационные процессы (8
Субъективные характеристики информации,
часов)
зависящие
от
личности
получателя
свойств (актуальность, достоверность, полнота и
информации
и
обстоятельств
получения
информации:
важность,
своевременность,
достоверность, актуальность и т.п.
Представление
оценивать информацию с позиции её
пр.);
приводить
использованием
информации.
Формы
примеры
кодирования
различных
представления информации: естественные и
процессы по принятому основанию;
формальные
Алфавит,
мощность
алфавитов,
встречаются в жизни;
представления информации. Язык как способ
языки.
с
классифицировать
выделять
информационные
информационную
алфавита.
составляющую процессов в биологических,
Кодирование информации. Универсальность
технических и социальных системах;
дискретного
(цифрового,
в
том
числе
анализировать
отношения
в
живой
двоичного) кодирования. Двоичный алфавит.
природе, технических и социальных (школа,
Двоичный код. Разрядность двоичного кода.
семья и пр.) системах с позиций управления.
Связь длины (разрядности) двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Практическая деятельность:
Размер (длина) сообщения как мера количества
содержащейся в нём информации. Достоинства
по известным правилам кодирования;
и недостатки такого подхода. Другие подходы
к
измерению
количества
информации.
Единицы измерения количества информации.
хранение, передача и обработка информации.
информационных
процессов
определять
количество
различных
символов, которые могут быть закодированы с
помощью двоичного кода фиксированной длины
Основные виды информационных процессов:
Примеры
кодировать и декодировать сообщения
в
(разрядности);
системах различной природы; их роль в
современном мире.
необходимого для кодирования всех символов
Хранение информации. Носители информации
алфавита заданной мощности;
(бумажные, магнитные, оптические, флэш-
память).
количества информации (бит, байт, килобайт,
Качественные
характеристики
и
количественные
современных
носителей
определять разрядность двоичного кода,
оперировать с единицами измерения
мегабайт, гигабайт);
информации: объем информации, хранящейся
на носителе; скорости записи и чтения
информационных процессов (объём памяти,
информации.
необходимой
Хранилища
информации.
Сетевое хранение информации.
Передача
информации.
информационный
для
числовые
хранения
параметры
информации;
скорость передачи информации, пропускную
Источник,
канал,
оценивать
способность выбранного канала и пр.).
приёмник
информации.
Обработка информации. Обработка, связанная
с получением новой информации. Обработка,
связанная
с
изменением
формы,
но
не
изменяющая содержание информации. Поиск
информации.
Тема
2.
Компьютер
универсальное
обработки
часов)
как
устройство
информации.
(7
Общее описание компьютера. Программный
компоненты
компьютера
(процессор,
3
Аналитическая деятельность:
принцип работы компьютера.
Основные
3
персонального
оперативная
и
анализировать
1
компьютер
с
точки
зрения единства программных и аппаратных
средств;
долговременная память, устройства ввода и
вывода информации), их функции и основные
точки зрения организации процедур ввода,
характеристики (по состоянию на текущий
хранения,
период времени).
информации;
Состав и функции программного обеспечения:
системное
программное
обеспечение,
средства,
прикладное
программное
обеспечение,
информационных процессов при решении задач;
анализировать устройства компьютера с
обработки,
вывода
и
передачи
определять программные и аппаратные
необходимые
для
осуществления
системы программирования. Компьютерные
вирусы. Антивирусная профилактика.
готовности
Правовые нормы использования программного
компьютера;
обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория).
операционной системы;
Файловая система.
Графический
пользовательский
интерфейс
анализировать информацию (сигналы о
и
неполадке)
при
включении
определять основные характеристики
планировать
собственное
информационное пространство.
(рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование
компьютерными
Практическая деятельность:
информационными объектами в наглядно-
графической форме: создание, именование,
характеристиках компьютера;
сохранение, удаление объектов, организация
их
информационных процессов (объём памяти,
семейств.
Архивирование
и
получать
информацию
оценивать
числовые
о
параметры
разархивирование.
необходимой
Гигиенические, эргономические и технические
скорость передачи информации, пропускную
условия безопасной эксплуатации компьютера.
способность выбранного канала и пр.);
для
хранения
выполнять
основные
информации;
операции
с
файлами и папками;
оперировать
информационными
компьютерными
объектами
в
наглядно-
графической форме;
оценивать
размеры
файлов,
подготовленных с использованием различных
устройств
ввода
информации
интервал
времени
в
(клавиатура,
заданный
сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от
компьютерных
вирусов
помощью
антивирусных программ.
Тема 3. Обработка графической
Формирование
информации (4 часа)
монитора.
цвета.
изображения
Компьютерное
на
экране
1
2
представление
Компьютерная графика (растровая,
векторная).
Интерфейс
Аналитическая деятельность:
анализировать
интерфейс
графических
1
пользовательский
используемого
программного
средства;
редакторов. Форматы графических файлов.
определять условия и возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в
графическом редакторе;
с
создавать и редактировать изображения
помощью
инструментов
растрового
графического редактора;
создавать
изображения
с
и
редактировать
помощью
инструментов
векторного графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой
Текстовые документы и их структурные
информации (9 часов)
единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов.
интерфейс
Создание, редактирование и форматирование
средства;
текстовых
Стилевое
документов
на
форматирование.
компьютере
Включение
в
2
6
Аналитическая деятельность:
анализировать
используемого
1
пользовательский
программного
текстовый
документ
списков,
таблиц,
определять условия и возможности
диаграмм, формул и графических объектов.
применения
Гипертекст.
решения типовых задач;
Создание
оглавления,
Коллективная
ссылок:
предметные
работа
над
сноски,
указатели.
документом.
Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование
страниц
программного
средства
для
выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
документа.
Ориентация, размеры страницы, величина
Практическая деятельность:
полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Сохранение документа в различных текстовых
документы посредством квалифицированного
форматах.
клавиатурного
Инструменты
распознавания
текстов
и
компьютерного перевода.
Компьютерное
текстовой
Кодовые
таблицы.
информации.
небольшие
письма
с
текстовые
использованием
базовых средств текстовых редакторов;
представление
создавать
форматировать текстовые документы
(установка параметров страницы
документа;
форматирование символов и абзацев; вставка
Американский стандартный код для обмена
колонтитулов и номеров страниц).
информацией, примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о
таблицы, списки, изображения;
стандарте Юникод.
вставлять
выполнять
в
документ
формулы,
коллективное
создание
текстового документа;
создавать гипертекстовые документы;
выполнять
декодирование
кодирование
текстовой
и
информации,
используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ8Р, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование
источников
при
создании
на
их
собственных информационных объектов.
основе
Тема 5. Мультимедиа (4 часа)
Понятие технологии мультимедиа и области её
1
2
Аналитическая деятельность:
применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа.
интерфейс
Компьютерные
презентации.
анализировать
Дизайн презентации и макеты слайдов.
средства;
Звуки и видео изображения. Композиция и
монтаж.
применения
Возможность
дискретного
представления
1
пользовательский
используемого
программного
определять условия и возможности
программного
средства
для
решения типовых задач;
мультимедийных данных
выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать
презентации
с
использованием готовых шаблонов;
записывать
различным
звуковые
качеством
файлы
звучания
с
(глубиной
кодирования и частотой дискретизации).
Математические
Понятие о непозиционных и позиционных
основы информатики (13 часов)
системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной
позиционных
Тема
6.
и
шестнадцатеричной
9
3
Аналитическая деятельность:
выявлять
и
различие
1
в
непозиционных
системами счисления, запись в них целых
счисления;
десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод
небольших
позиционных системах счисления;
целых
чисел
из
двоичной,
счисления
высказываний.
десятичную.
Двоичная
системах
выявлять общее и отличия в разных
восьмеричной и шестнадцатеричной системы
в
унарных,
анализировать логическую структуру
арифметика.
Логика
высказываний
логики).
Логические
(логическое
(элементы
значения,
отрицание,
алгебры
операции
логическое
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024)
целые числа из десятичной системы счисления в
умножение, логическое сложение), выражения,
двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)
таблицы истинности.
и обратно;
выполнять
умножения
операции
над
сложения
небольшими
и
двоичными
числами;
записывать
вещественные
числа
в
естественной и нормальной форме;
строить
таблицы
истинности
для
логических выражений;
вычислять
истинностное
значение
логического выражения.
Тема
7.
Основы
алгоритмизации (10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др.
как
примеры
формальных
исполнителей.
5
4
Аналитическая деятельность:
1
определять по блок-схеме, для решения
Понятие алгоритма как формального описания
какой задачи предназначен данный алгоритм;
последовательности действий исполнителя при
заданных
величин при пошаговом выполнении алгоритма;
начальных
данных.
Свойства
анализировать
изменение
алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для
решения
записи алгоритмов.
конструкции могут войти в алгоритм;
алгоритма
на
Программа
– запись
алгоритмическом
языке.
Непосредственное и программное управление
определять
задачи,
по
выбранному
какие
сравнивать
значений
методу
алгоритмические
различные
алгоритмы
решения одной задачи.
исполнителем.
Линейные
программы.
Алгоритмические
Практическая деятельность:
конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
конкретных исходных данных;
Понятие простой величины. Типы величин:
целые, вещественные, символьные, строковые,
одной формы в другую;
логические.
Переменные
и
константы.
Алгоритм работы с величинами – план
исполнять
готовые
алгоритмы
для
преобразовывать запись алгоритма с
строить
цепочки
команд,
дающих
нужный результат при конкретных исходных
целенаправленных действий по проведению
данных
вычислений при заданных начальных данных
действий;
с
использованием
промежуточных
результатов.
для
исполнителя
строить
цепочки
арифметических
команд,
дающих
нужный результат при конкретных исходных
данных
для
исполнителя,
преобразующего
строки символов;
строить арифметические, строковые,
логические выражения и вычислять их значения
Тема
8.
Начала
программирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила
4
5
Аналитическая деятельность:
1
языка программирования Паскаль: структура
анализировать готовые программы;
программы; правила представления данных;
определять по программе, для решения
правила записи основных операторов (ввод,
какой задачи она предназначена;
вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению
компьютере.
выделять этапы решения задачи на
программ в среде программирования Паскаль.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие
оператор/операторы
ветвления
(решение
линейного неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с использованием
логических операций;
разрабатывать программы, содержащие
оператор (операторы) цикла
Тема
9.
Моделирование
формализация (8 часов)
и
Понятия натурной и информационной моделей
2
5
Аналитическая деятельность:
Виды информационных моделей (словесное
описание,
объекта,
таблица,
график,
диаграмма,
осуществлять
выделять
1
системный
среди
его
анализ
свойств
формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и
существенные свойства с точки зрения целей
их назначение. Модели в математике, физике,
моделирования;
литературе, биологии и т.д.
Использование
оценивать
моделей в практической деятельности. Оценка
моделируемому
адекватности модели моделируемому объекту
моделирования;
и целям моделирования.
Компьютерное
моделирование.
Примеры
адекватность
объекту
определять
вид
модели
и
целям
информационной
модели в зависимости от стоящей задачи;
использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач.
интерфейс
Реляционные базы данных Основные понятия,
средства;
типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и
применения
редактирование записей. Поиск, удаление и
решения типовых задач;
сортировка данных.
анализировать
пользовательский
используемого
программного
определять условия и возможности
программного
средства
для
выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные
информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать
объект
из
одной
формы представления информации в другую с
минимальными
потерями
в
полноте
информации;
исследовать
информационных
с
моделей
помощью
объекты
соответствии с поставленной задачей;
в
работать с готовыми компьютерными
моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой
базе данных;
осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных.
Тема 10. Алгоритмизация и
Этапы решения задачи на компьютере.
программирование (8 часов)
Конструирование
алгоритмов:
задачи
подзадачи,
на
вспомогательного
2
разбиение
понятие
алгоритма.
Вызов
5
Аналитическая деятельность:
выделять этапы решения задачи на
компьютере;
осуществлять
вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
задачи на подзадачи;
Управление,
управляющая
и
управляемая
системы, прямая и обратная связь. Управление
1
разбиение
сравнивать
различные
исходной
алгоритмы
решения одной задачи.
в живой природе, обществе и технике.
Практическая деятельность:
исполнять
готовые
алгоритмы
для
конкретных исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие
подпрограмму;
разрабатывать
программы
для
обработки одномерного массива:
o
(нахождение
минимального
(максимального) значения в данном массиве;
o
подсчёт количества элементов массива,
удовлетворяющих некоторому условию;
o
нахождение
массива;
суммы
всех
элементов
o
нахождение количества и суммы всех
четных элементов в массиве;
o
Тема 11. Обработка числовой
Электронные
информации (6 часов)
формул.
таблицы.
Использование
Относительные,
абсолютные
2
3
Аналитическая деятельность:
и
сортировка элементов массива и пр.).
анализировать
смешанные ссылки. Выполнение расчётов.
интерфейс
Построение графиков и диаграмм. Понятие о
средства;
сортировке (упорядочивании) данных.
1
пользовательский
используемого
программного
определять условия и возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать
электронные
таблицы,
выполнять в них расчёты по встроенным и
вводимым пользователем формулам;
строить
диаграммы и графики в
электронных таблицах.
Тема 12.
Коммуникационные
технологии (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети.
5
4
Аналитическая деятельность:
1
Интернет. Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала. Передача
способов
информации в современных системах связи.
компьютерных сетей;
Взаимодействие на основе компьютерных
сетей:
компьютеров и адреса документов в Интернете;
электронная
телеконференция,
почта,
сайт.
чат,
форум,
Информационные
ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы.
выявлять
общие
черты
взаимодействия
анализировать
приводить
и отличия
на
основе
доменные
имена
примеры
ситуаций,
которых требуется поиск информации;
в
Технологии создания сайта. Содержание и
структура
различные источники информации, оценивать
сайта.
Оформление
сайта.
анализировать
и
сопоставлять
Размещение сайта в Интернете.
достоверность найденной информации;
Базовые представления о правовых и этических
аспектах
вредные
использования
компьютерных
программ и работы в сети Интернет.
распознавать потенциальные угрозы и
воздействия,
связанные
с
ИКТ;
оценивать предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:
осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты, чата, форума;
определять
минимальное
время,
необходимое для передачи известного объёма
данных
по
каналу
связи
с
известными
характеристиками;
проводить поиск информации в сети
Интернет
по
запросам
с
использованием
логических операций;
создавать
конструкторов
с
(шаблонов)
использованием
комплексные
информационные объекты в виде веб-страницы,
включающей графические объекты.
Повторение
Повторение
пройденного
материала
применения знаний на практике
и
4
осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты, чата, форума;