РП информатика ЗПР ООО

1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
 осознание значения информатики в повседневной жизни человека;
 формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления информатики;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 формирование информационной и алгоритмической культуры;
 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права;
 владение умениями организации собственной учебной деятельности;
 освоение целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
 навык планирования – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
 навык прогнозирования – предвосхищение результата;
 контроль деятельности – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления
соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
 коррекция деятельности – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).
Коммуникативные:
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для включения в коллективную деятельность.
Познавательные:
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; использование алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из

одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты. В результате освоения учебного предмета «Информатика» у обучающихся с ЗПР за счет развития представлений
об информации как важнейшем ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов в современном
мире формируются основы мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развиваются
навыки работы с информацией, умения и способы деятельности, связанные с использованием информационных технологий; вырабатывается
ответственное и избирательное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; формируется стремление к
продолжению образования в области информатики и к практико-ориентированной деятельности с применением современных средств информатики
и ИКТ.
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне основными понятиями по предмету: информатика, информация, информационный процесс,
информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
иметь представление о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой
природе и технике;
ориентироваться в классификации средств ИКТ;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств
ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об основных этапах в истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице задач и при необходимости с опорой на алгоритм правила;

ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне1, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал
связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита
из 2, 3 или 4 символов и при необходимости с опорой на алгоритм правила);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода по образцу;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1000; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из
двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления по образцу;
записывать простейшие логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность
такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний с опорой на образец;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
ориентироваться в понятиях и понимать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями
(корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и
замена элемента);
находить кратчайший путь в графе; находить количество путей из одной вершины в другую с указанием длин ребер в графе;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
познакомиться об с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);
иметь представление о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы с опорой на образец для решения простых учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи с опорой на образец различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,
с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков) с опорой на образец;
Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
1

определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне» «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере с опорой на образец;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также содержащие их выражения, составленные
из этих величин с опорой на образец; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними с опорой на образец;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения с опорой на образец.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
создавать простые программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием: «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и
космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой) (с опорой
на алгоритм учебных действий);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию по
алгоритму учебных действий;
иметь представление о доменных именах компьютеров и адресах документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем
образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем
и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами
подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример:
сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
2. Содержание
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура;
умения формализации и структурирования информации, способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их

свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются
представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и
информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные
технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных
текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с
разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной
длиной кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и
векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с
заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном
алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры
логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их
физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.
Генеалогическое дерево.

Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное
управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия
выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
 нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
 нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
 заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
 нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
 нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение
поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение
наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей
между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные
комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков.
Примеры роботизированных систем.
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами.
Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с
математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле
моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов.
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы.
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения;
обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство
с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств.
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические
преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование
формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные
энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в
природе и технике. Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые
службы, службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).

3. Тематическое планирование
7-9 классы
Тема
Тема

Количество часов

Основное содержание по темам
1.

Информация

и

Информация.

Информационный

процесс.

Теория

Практика

4

3

Конт-

Характеристика деятельности ученика

роль

Аналитическая деятельность:

1

информационные процессы (8

Субъективные характеристики информации,



часов)

зависящие

от

личности

получателя

свойств (актуальность, достоверность, полнота и

информации

и

обстоятельств

получения

информации:

важность,

своевременность,

достоверность, актуальность и т.п.
Представление

оценивать информацию с позиции её

пр.);


приводить

использованием

информации.

Формы

примеры

кодирования

различных



представления информации: естественные и

процессы по принятому основанию;

формальные



Алфавит,

мощность

алфавитов,

встречаются в жизни;

представления информации. Язык как способ
языки.

с

классифицировать
выделять

информационные
информационную

алфавита.

составляющую процессов в биологических,

Кодирование информации. Универсальность

технических и социальных системах;

дискретного



(цифрового,

в

том

числе

анализировать

отношения

в

живой

двоичного) кодирования. Двоичный алфавит.

природе, технических и социальных (школа,

Двоичный код. Разрядность двоичного кода.

семья и пр.) системах с позиций управления.

Связь длины (разрядности) двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.

Практическая деятельность:

Размер (длина) сообщения как мера количества



содержащейся в нём информации. Достоинства

по известным правилам кодирования;

и недостатки такого подхода. Другие подходы



к

измерению

количества

информации.

Единицы измерения количества информации.
хранение, передача и обработка информации.
информационных

процессов

определять

количество

различных

символов, которые могут быть закодированы с
помощью двоичного кода фиксированной длины

Основные виды информационных процессов:
Примеры

кодировать и декодировать сообщения

в

(разрядности);

системах различной природы; их роль в



современном мире.

необходимого для кодирования всех символов

Хранение информации. Носители информации

алфавита заданной мощности;

(бумажные, магнитные, оптические, флэш-



память).

количества информации (бит, байт, килобайт,

Качественные

характеристики

и

количественные

современных

носителей

определять разрядность двоичного кода,

оперировать с единицами измерения

мегабайт, гигабайт);

информации: объем информации, хранящейся



на носителе; скорости записи и чтения

информационных процессов (объём памяти,

информации.

необходимой

Хранилища

информации.

Сетевое хранение информации.
Передача

информации.

информационный

для

числовые
хранения

параметры
информации;

скорость передачи информации, пропускную
Источник,

канал,

оценивать

способность выбранного канала и пр.).

приёмник

информации.
Обработка информации. Обработка, связанная
с получением новой информации. Обработка,
связанная

с

изменением

формы,

но

не

изменяющая содержание информации. Поиск
информации.
Тема

2.

Компьютер

универсальное
обработки
часов)

как

устройство

информации.

(7

Общее описание компьютера. Программный
компоненты

компьютера

(процессор,

3

Аналитическая деятельность:


принцип работы компьютера.
Основные

3

персонального
оперативная

и

анализировать

1

компьютер

с

точки

зрения единства программных и аппаратных
средств;

долговременная память, устройства ввода и



вывода информации), их функции и основные

точки зрения организации процедур ввода,

характеристики (по состоянию на текущий

хранения,

период времени).

информации;

Состав и функции программного обеспечения:



системное

программное

обеспечение,

средства,

прикладное

программное

обеспечение,

информационных процессов при решении задач;

анализировать устройства компьютера с
обработки,

вывода

и

передачи

определять программные и аппаратные
необходимые

для

осуществления

системы программирования. Компьютерные



вирусы. Антивирусная профилактика.

готовности

Правовые нормы использования программного

компьютера;

обеспечения.



Файл. Типы файлов. Каталог (директория).

операционной системы;

Файловая система.



Графический

пользовательский

интерфейс

анализировать информацию (сигналы о
и

неполадке)

при

включении

определять основные характеристики
планировать

собственное

информационное пространство.

(рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование

компьютерными

Практическая деятельность:

информационными объектами в наглядно-



графической форме: создание, именование,

характеристиках компьютера;

сохранение, удаление объектов, организация



их

информационных процессов (объём памяти,

семейств.

Архивирование

и

получать

информацию

оценивать

числовые

о

параметры

разархивирование.

необходимой

Гигиенические, эргономические и технические

скорость передачи информации, пропускную

условия безопасной эксплуатации компьютера.

способность выбранного канала и пр.);


для

хранения

выполнять

основные

информации;

операции

с

файлами и папками;


оперировать

информационными

компьютерными
объектами

в

наглядно-

графической форме;


оценивать

размеры

файлов,

подготовленных с использованием различных
устройств

ввода

информации

интервал

времени

в

(клавиатура,

заданный
сканер,

микрофон, фотокамера, видеокамера);


использовать программы-архиваторы;



осуществлять защиту информации от

компьютерных

вирусов

помощью

антивирусных программ.
Тема 3. Обработка графической

Формирование

информации (4 часа)

монитора.
цвета.

изображения
Компьютерное

на

экране

1

2



представление

Компьютерная графика (растровая,

векторная).

Интерфейс

Аналитическая деятельность:
анализировать

интерфейс

графических

1
пользовательский

используемого

программного

средства;

редакторов. Форматы графических файлов.



определять условия и возможности

применения

программного

средства

для

решения типовых задач;


выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:


определять код цвета в палитре RGB в

графическом редакторе;

с

создавать и редактировать изображения
помощью

инструментов

растрового

графического редактора;


создавать

изображения

с

и

редактировать

помощью

инструментов

векторного графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой

Текстовые документы и их структурные

информации (9 часов)

единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).



Технологии создания текстовых документов.

интерфейс

Создание, редактирование и форматирование

средства;

текстовых
Стилевое

документов

на

форматирование.

компьютере
Включение

в

2

6

Аналитическая деятельность:
анализировать
используемого

1
пользовательский
программного

текстовый

документ

списков,

таблиц,



определять условия и возможности

диаграмм, формул и графических объектов.

применения

Гипертекст.

решения типовых задач;

Создание

оглавления,
Коллективная

ссылок:

предметные
работа

над

сноски,
указатели.

документом.

Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование

страниц



программного

средства

для

выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.

документа.

Ориентация, размеры страницы, величина

Практическая деятельность:

полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.



Сохранение документа в различных текстовых

документы посредством квалифицированного

форматах.

клавиатурного

Инструменты

распознавания

текстов

и

компьютерного перевода.
Компьютерное

текстовой

Кодовые

таблицы.

информации.

небольшие

письма

с

текстовые

использованием

базовых средств текстовых редакторов;


представление

создавать

форматировать текстовые документы

(установка параметров страницы

документа;

форматирование символов и абзацев; вставка

Американский стандартный код для обмена

колонтитулов и номеров страниц).

информацией, примеры кодирования букв



национальных алфавитов. Представление о

таблицы, списки, изображения;

стандарте Юникод.



вставлять
выполнять

в

документ

формулы,

коллективное

создание

текстового документа;


создавать гипертекстовые документы;



выполнять

декодирование

кодирование
текстовой

и

информации,

используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ8Р, Windows 1251);


использовать ссылки и цитирование

источников

при

создании

на

их

собственных информационных объектов.

основе

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области её

1

2

Аналитическая деятельность:

применения. Звук и видео как составляющие



мультимедиа.

интерфейс

Компьютерные

презентации.

анализировать

Дизайн презентации и макеты слайдов.

средства;

Звуки и видео изображения. Композиция и



монтаж.

применения

Возможность

дискретного

представления

1
пользовательский

используемого

программного

определять условия и возможности
программного

средства

для

решения типовых задач;

мультимедийных данных



выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:


создавать

презентации

с

использованием готовых шаблонов;


записывать

различным

звуковые

качеством

файлы

звучания

с

(глубиной

кодирования и частотой дискретизации).
Математические

Понятие о непозиционных и позиционных

основы информатики (13 часов)

системах счисления. Знакомство с двоичной,



восьмеричной

позиционных

Тема

6.

и

шестнадцатеричной

9

3

Аналитическая деятельность:
выявлять
и

различие

1
в

непозиционных

системами счисления, запись в них целых

счисления;

десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод



небольших

позиционных системах счисления;

целых

чисел

из

двоичной,



счисления

высказываний.

десятичную.

Двоичная

системах

выявлять общее и отличия в разных

восьмеричной и шестнадцатеричной системы
в

унарных,

анализировать логическую структуру

арифметика.
Логика

высказываний

логики).

Логические

(логическое

(элементы
значения,

отрицание,

алгебры
операции

логическое

Практическая деятельность:


переводить небольшие (от 0 до 1024)

целые числа из десятичной системы счисления в

умножение, логическое сложение), выражения,

двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)

таблицы истинности.

и обратно;


выполнять

умножения

операции

над

сложения

небольшими

и

двоичными

числами;


записывать

вещественные

числа

в

естественной и нормальной форме;


строить

таблицы

истинности

для

логических выражений;


вычислять

истинностное

значение

логического выражения.
Тема

7.

Основы

алгоритмизации (10 часов)

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др.
как

примеры

формальных

исполнителей.

5

4

Аналитическая деятельность:


1

определять по блок-схеме, для решения

Понятие алгоритма как формального описания

какой задачи предназначен данный алгоритм;

последовательности действий исполнителя при



заданных

величин при пошаговом выполнении алгоритма;

начальных

данных.

Свойства

анализировать

изменение

алгоритмов. Способы записи алгоритмов.



Алгоритмический язык – формальный язык для

решения

записи алгоритмов.

конструкции могут войти в алгоритм;

алгоритма

на

Программа

– запись

алгоритмическом

языке.

Непосредственное и программное управление



определять
задачи,

по

выбранному

какие

сравнивать

значений
методу

алгоритмические

различные

алгоритмы

решения одной задачи.

исполнителем.
Линейные

программы.

Алгоритмические

Практическая деятельность:

конструкции, связанные с проверкой условий:



ветвление и повторение.

конкретных исходных данных;

Понятие простой величины. Типы величин:



целые, вещественные, символьные, строковые,

одной формы в другую;

логические.



Переменные

и

константы.

Алгоритм работы с величинами – план

исполнять

готовые

алгоритмы

для

преобразовывать запись алгоритма с
строить

цепочки

команд,

дающих

нужный результат при конкретных исходных

целенаправленных действий по проведению

данных

вычислений при заданных начальных данных

действий;

с



использованием

промежуточных

результатов.

для

исполнителя

строить

цепочки

арифметических
команд,

дающих

нужный результат при конкретных исходных
данных

для

исполнителя,

преобразующего

строки символов;


строить арифметические, строковые,

логические выражения и вычислять их значения
Тема

8.

Начала

программирования (10 часов)

Язык программирования. Основные правила

4

5

Аналитическая деятельность:

1

языка программирования Паскаль: структура



анализировать готовые программы;

программы; правила представления данных;



определять по программе, для решения

правила записи основных операторов (ввод,

какой задачи она предназначена;

вывод, присваивание, ветвление, цикл).



Решение задач по разработке и выполнению

компьютере.

выделять этапы решения задачи на

программ в среде программирования Паскаль.
Практическая деятельность:


программировать линейные алгоритмы,

предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;


разрабатывать программы, содержащие

оператор/операторы

ветвления

(решение

линейного неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с использованием
логических операций;


разрабатывать программы, содержащие

оператор (операторы) цикла
Тема

9.

Моделирование

формализация (8 часов)

и

Понятия натурной и информационной моделей

2

5

Аналитическая деятельность:

Виды информационных моделей (словесное



описание,

объекта,

таблица,

график,

диаграмма,

осуществлять
выделять

1

системный
среди

его

анализ
свойств

формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и

существенные свойства с точки зрения целей

их назначение. Модели в математике, физике,

моделирования;

литературе, биологии и т.д.



Использование

оценивать

моделей в практической деятельности. Оценка

моделируемому

адекватности модели моделируемому объекту

моделирования;

и целям моделирования.



Компьютерное

моделирование.

Примеры

адекватность
объекту

определять

вид

модели

и

целям

информационной

модели в зависимости от стоящей задачи;

использования компьютерных моделей при



решении научно-технических задач.

интерфейс

Реляционные базы данных Основные понятия,

средства;

типы данных, системы управления базами



данных и принципы работы с ними. Ввод и

применения

редактирование записей. Поиск, удаление и

решения типовых задач;

сортировка данных.



анализировать

пользовательский

используемого

программного

определять условия и возможности
программного

средства

для

выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:


строить и интерпретировать различные

информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);


преобразовывать

объект

из

одной

формы представления информации в другую с
минимальными

потерями

в

полноте

информации;


исследовать

информационных

с
моделей

помощью
объекты

соответствии с поставленной задачей;

в



работать с готовыми компьютерными

моделями из различных предметных областей;


создавать однотабличные базы данных;



осуществлять поиск записей в готовой

базе данных;


осуществлять сортировку записей в

готовой базе данных.
Тема 10. Алгоритмизация и

Этапы решения задачи на компьютере.

программирование (8 часов)

Конструирование

алгоритмов:

задачи

подзадачи,

на

вспомогательного

2

разбиение
понятие

алгоритма.

Вызов

5

Аналитическая деятельность:


выделять этапы решения задачи на

компьютере;


осуществлять

вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

задачи на подзадачи;

Управление,



управляющая

и

управляемая

системы, прямая и обратная связь. Управление

1

разбиение

сравнивать

различные

исходной
алгоритмы

решения одной задачи.

в живой природе, обществе и технике.
Практическая деятельность:


исполнять

готовые

алгоритмы

для

конкретных исходных данных;


разрабатывать программы, содержащие

подпрограмму;


разрабатывать

программы

для

обработки одномерного массива:
o

(нахождение

минимального

(максимального) значения в данном массиве;
o

подсчёт количества элементов массива,

удовлетворяющих некоторому условию;
o

нахождение

массива;

суммы

всех

элементов

o

нахождение количества и суммы всех

четных элементов в массиве;
o
Тема 11. Обработка числовой

Электронные

информации (6 часов)

формул.

таблицы.

Использование

Относительные,

абсолютные

2

3

Аналитическая деятельность:


и

сортировка элементов массива и пр.).
анализировать

смешанные ссылки. Выполнение расчётов.

интерфейс

Построение графиков и диаграмм. Понятие о

средства;

сортировке (упорядочивании) данных.



1
пользовательский

используемого

программного

определять условия и возможности

применения

программного

средства

для

решения типовых задач;


выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:


создавать

электронные

таблицы,

выполнять в них расчёты по встроенным и
вводимым пользователем формулам;


строить

диаграммы и графики в

электронных таблицах.
Тема 12.

Коммуникационные

технологии (10 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети.

5

4

Аналитическая деятельность:

1

Интернет. Скорость передачи информации.



Пропускная способность канала. Передача

способов

информации в современных системах связи.

компьютерных сетей;

Взаимодействие на основе компьютерных



сетей:

компьютеров и адреса документов в Интернете;

электронная

телеконференция,

почта,

сайт.

чат,

форум,

Информационные

ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы.



выявлять

общие

черты

взаимодействия

анализировать
приводить

и отличия
на

основе

доменные

имена

примеры

ситуаций,

которых требуется поиск информации;

в

Технологии создания сайта. Содержание и



структура

различные источники информации, оценивать

сайта.

Оформление

сайта.

анализировать

и

сопоставлять

Размещение сайта в Интернете.

достоверность найденной информации;

Базовые представления о правовых и этических



аспектах

вредные

использования

компьютерных

программ и работы в сети Интернет.

распознавать потенциальные угрозы и
воздействия,

связанные

с

ИКТ;

оценивать предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:


осуществлять

взаимодействие

посредством электронной почты, чата, форума;


определять

минимальное

время,

необходимое для передачи известного объёма
данных

по

каналу

связи

с

известными

характеристиками;


проводить поиск информации в сети

Интернет

по

запросам

с

использованием

логических операций;


создавать

конструкторов

с

(шаблонов)

использованием
комплексные

информационные объекты в виде веб-страницы,
включающей графические объекты.
Повторение

Повторение

пройденного

материала

применения знаний на практике

и

4



осуществлять

взаимодействие

посредством электронной почты, чата, форума;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».