Эссе
03.02.2021
01.01.2017
Система школьного образования невозможна без оценок. Мы давно и прочно привыкли к тому, что за любую работу на уроке ученик может получить отметку. И это, в принципе, неплохо.
Но у меня как у человека и учителя в одном лице сложилось двойственное отношение к школьным оценкам. Желание матери, чтобы ее ребенок получал хорошие оценки, как заслуженную награду, иногда оказывает влияние на выставление оценок ученикам, не смотря на внимательность и принципиальность позиции учителя. Любая мать радеет за то, чтобы ее чадо училось только на «4» и «5», иногда не задумываясь над тем, какие знания ребенка стоят за этими оценками. Конечно, и я, порой, недовольна отметкой, которую поставили моему сыну. Снять плохие мысли помогает логика учителя, включив которую, я встаю на сторону педагога и понимаю, что оценка вполне обоснована и заработана. Иногда бывает, что на работе, в спорных моментах, мое материнское сердце помогает сделать выбор спорной оценки в пользу ученика. Такая возможность имеется сейчас, потому что есть разные варианты оценивания учеников.
Каждый ученик современной школы может столкнуться в своей практике с разными вариантами оценивания деятельности. Перечислю лишь некоторые из них: словесное одобрение учителя (умница, молодец, солнышко); 5-балльная традиционная система, 100-балльная система; критериальная система; формирующее оценивание и т.д. Любая форма оценивания, на мой взгляд, имеет свои плюсы и минусы, какой из них пользоваться, выбирает образовательная организация и педагог. Главное, чтоб оценка способствовала не подавлению стремления учиться в школе, а являлась мощным стимулом к получению хорошего образования.
Любому учителю не нравится такая тенденция, когда ученик или родитель стремится быстрее узнать только оценку. «Скажите, скажите, что я получил?» - слышим мы перед обнародованием итогов какой-либо работы. А хотелось бы: «Как я выполнил работу? Какие пробелы надо ликвидировать?» Я уже не говорю о проведении работы над ошибками. Некоторые ребята даже и не смотрят, какие ошибки они допустили, предположим, в словарном диктанте. Узнав оценку, убирают работу и забывают о ней. А хотелось бы, чтобы оценка способствовала развитию желания понять ошибку и больше ее не допускать.
Интересен, на мой взгляд, современный подход к оценке учебных достижений обучающихся, который называется формирующее оценивание.
В условиях реализации ФГОС оценивание направляется не на выявление и констатацию недостатков, а на то, чтобы обеспечить непрерывность механизма совершенствования качества образования. Смысл формирующего оценивания заключается в так называемой «обратной связи» между учителем и учеником. Оно позволяет уяснить, какие шаги ребенку необходимо предпринять для улучшения своих результатов, сравнивая свои достижения со своими же предыдущими, а не с достижениями одноклассников или средним баллом всех школьников РФ. Иногда полезно учиться на своих ошибках, делая вывод, что важно и что получается у ребенка, самому обнаруживать, что он не знает и что не умеет делать. Когда думающий ученик это осознает, он постарается найти пути достижения лучшего, большего качества. А нам надо помочь найти верное направление в достижении образовательного результата.
Методом проб и ошибок каждый учитель выбирает наиболее эффективные технологии, которые не навредят ученику, а лучше и быстрее приведут его к новым открытиям себя и мира. Это сложная работа, но нужная и необходимая, чтобы добиться результата.
Просмотров всего: , сегодня: